В сентябре 2022 года у берегов Севастополя был обнаружен беспилотник (некоторые СМИ писали о двух), похожий на небольшую закрытую шлюпку. Через месяц история получила продолжение – в ночь на 29 октября украинские надводные дроны-камикадзе пытались атаковать корабли Черноморского флота и гражданские суда в бухте Севастополя. Несмотря на то, что единственным успехом атаки было повреждение боновых заграждений, украинская и западная пропаганда подняли громкий шум по поводу очередной «перемоги». По данным средств массовой информации, были применены дроны «Микола-3» украинского производства.
Этот беспилотник представляет собой катер длиной 5,5 м, с максимальной скоростью 45 узлов, автономностью до 60 часов. Боевой заряд может достигать 200 кг. Катер в основном комплектуется коммерческим оборудованием, используемым в гидроциклах. Например, австрийским бензиновым двигателем Rotax мощностью до 300 л.с., водометным движителем и электроникой китайской фирмы Fujian Jinhua (с 2018 года в санкционном списке США). Возможна установка спутникового терминала Starlink, обеспечивающего связь на расстоянии до 400 км.
Нельзя исключать, что у «Миколы-3» заокеанская родословная. По мнению экспертов, он мог быть создан на базе американского дрона UUV MANTAS T-12, которые Украина впервые получила в апреле 2022-го.
Морские охотники
На мировом рынке оружия есть и другие разработки. В частности, израильская компания Rafael Advanced Defence Systems производит дистанционно управляемые патрульные катера Protector. Они развивают скорость до 40 узлов и могут нести более тонны полезного груза. Стандартное вооружение Protector состоит из дистанционно управляемого боевого модуля с 7,62-миллиметровым пулеметом. Кроме того, предусмотрена установка стабилизированного боевого модуля с четырьмя ракетами Spike, оснащенными кумулятивными, осколочными и комбинированными боеголовками.
Патрульный катер Protector
JACK GUEZ/AFP/EAST NEWSПример крупного противолодочного дрона дальнего радиуса действия – американский тримаран Sea Hunter («Морской охотник»), вступивший в строй в 2016 году. Он входит в состав ряда экспериментальных частей ВМС США. Стоимость этого беспилотника оценивается примерно в 23 млн долларов. Полное водоизмещение тримарана – 145 т, длина – 40 м. Двухвальная дизельная установка обеспечивает скорость до 27 узлов. Дальность плавания – до 10 тыс. миль.
Первоначальный проект не предполагал установку вооружений. «Морские охотники» должны были специализироваться на поиске подводных лодок, мин и мониторинга морской акваторией. В 2018 году возникла идея вооружить тримараны противолодочными торпедами. Использование таких дронов гарантирует огромную экономию: суточные эксплуатационные затраты оцениваются в 15–20 тыс. долларов, тогда как у эсминца – около 800 тыс. долларов.
В открытых источниках есть информация, что ВМС США в текущем году планируют разместить до 100 морских беспилотников в регионе Ближнего Востока – от Красного моря до Персидского залива – для защиты важнейших торговых маршрутов между Азией и Европой.
Беспилотные паромы
Есть будущее и у надводных беспилотников крупных боевых кораблей. Сейчас технологии обкатывают на «гражданке». В феврале 2020 года в истории мирового судоходства произошло почти эпохальное событие – норвежский пассажирско-автомобильный паром совершил рейс через Осло-фьорд полностью в автоматическом режиме, включая отход от причала и швартовку в порту назначения. При опытной работе паром без экипажа на борту следовал расписанию с точностью до двух секунд.
Тримаран Mayflower
Charles Krupa/AP/TASSВ апреле–июне 2022 года полностью автономный тримаран Mayflower («Майский цветок») пересек Атлантику, преодолев 3500 миль. Это судно стоимостью 1,3 млн долларов, корпус которого изготовлен из алюминия и углепластика, спроектировано компаниями IBM и ProMare при участии ряда других фирм и построено на польской верфи. Длина Mayflower – 15 м, ширина – 6,2 м, водоизмещение – 5 т, вес полезной нагрузки – до 0,7 т. Гребной электродвигатель с питанием от солнечных батарей позволяет развивать скорость до 10 узлов. Для аварийных случаев на судне установлен генератор с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Дрон управлялся бортовой системой искусственного интеллекта, созданной компанией IBM. Также беспилотник оснащен оборудованием для сбора океанографических данных.
Морские дроны: почему беспилотникам почти не нашлось применения во Второй мировой
В феврале-марте 2022-го японский контейнеровоз совершил четырехсуточный рейс в автоматическом режиме. Дальность плавания составила 426 морских миль. Контроль за переходом осуществлялся с берегового поста управления. В ходе эксперимента отрабатывались приемы маневрирования как на основном маршруте, так и при выходе из порта, а также при швартовке к причалу в пункте назначения.
Эти примеры свидетельствуют о возможностях искусственного интеллекта в морском деле. Опыт, который сейчас накапливают гражданские компании, в будущем может пригодиться военным, и тогда в беспилотном режиме на просторах Мирового океана будут действовать целые соединения беспилотных надводных кораблей и подводных лодок.