Профиль

"Морской дьявол" кайзера: чем прославился последний корсар в истории

На протяжении всей Первой мировой войны военно-морской флот Германии активно действовал на морских коммуникациях противника. В операциях участвовали подводные лодки и надводные рейдеры, в том числе вспомогательные крейсеры. Один из самых знаменитых – парусник «Зееадлер».

"Вспомогательный крейсер в погоне за «Зееадлером»", Вилли Штевер, 1925 год

©willy stöwer/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Из купцов в рейдеры

Идею использовать в крейсерских операциях пассажирские лайнеры или торговые пароходы нельзя считать немецким ноу-хау. История берет начало во времена парусного флота, когда страны привлекали на свою сторону каперов (по-другому – корсаров).

Сокровища Тенерифе: какие пиратские клады ищут на острове туристы

Между ними и пиратами некоторые готовы ставить знак равенства, хотя отличие принципиальное. Корсары получали патент от правительства, разрешавший им нападать на торговые суда противника. Треть добычи на законных основаниях они могли оставлять себе, две трети отдавали казне. Пиратам же было без разницы, суда под каким флагом брать на абордаж, да и захваченным добром они ни с кем не делились.

К опыту каперов вернулись во время Гражданской войны в США 1861–1865 годов Южные штаты (Конфедеративные штаты Америки). Парижская декларация 1856 года «О морской войне» поставила каперов вне закона, но США ее не подписали. Известно, что рейдеры южан потопили или захватили до 5% торговых судов северян. Любопытный факт: поначалу патенты получали частные судовладельцы. И северяне готовы были судить за пиратство и казнить плененных корсаров. Поэтому позже южане включили все свои каперские корабли в состав военного флота, чтобы не было оснований считать моряков разбойниками.

От пассажирского лайнера до военного корабля

Германия готовила свой гражданский флот к будущей мировой войне системно. В частности, обладавшие большим водоизмещением и высокой скоростью хода пассажирские пароходы проектировались с перспективой переоборудования во вспомогательные крейсеры. Постройку таких кораблей субсидировало государство. Неудивительно, что роскошные лайнеры «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Кронпринц Вильгельм», «Кап Трафальгар» и «Принц Эйтель Фридрих» в считаные дни были поставлены под ружье. Германская военная машина сработала идеально. Так, на лайнеры «Кронпринц Вильгельм» и «Кап Трафальгар» военные моряки, артиллерия и боеприпасы были доставлены канонерской лодкой в открытом море.

Как Джон Боуэн стал самым богатым пиратом Индийского океана

Начиная с августа 1914 года и по март 1915-го рейдеры проводили операции по нарушению торгового судоходства стран Антанты в Атлантике и Тихом океане. Серьезной проблемой для большинства кораблей была бункеровка углем. Топливо требовалось в огромных количествах. Так, однотипные пароходы «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» и «Кронпринц Вильгельм» на полном ходу «съедали» в сутки 500 тонн угля при стандартном запасе 4000 тонн.

Рейдеры могли рассчитывать на пополнение запасов с немецких судов-угольщиков, но это превращало их в легкую добычу. Так, 26 августа 1914 года во время бункеровки «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был застигнут врасплох британским бронепалубным крейсером «Хайфлайер». Силы оказались неравны, но немцы приняли бой. Дрались в буквальном смысле слова до последнего снаряда. Потом взорвали корабль.

Пополнить запасы в портах нейтральных государств не всегда представлялось возможным. Стоянка не могла превышать 24 часов, иначе военный корабль воюющей страны должен был быть интернирован. Это и произошло с двумя вспомогательными крейсерами. 11 апреля 1915 года в нью-йоркский порт зашел «Кронпринц Вильгельм», на котором в тот момент оставалось всего 25 тонн угля. Пополнить запас за сутки физически не успели, и корабль был интернирован американскими властями. Его рейдерство продолжалось 250 дней, добычей стали 15 судов. Месяцем ранее аналогичная судьба постигла «Принца Эйтеля Фридриха», на счету которого было 11 потопленных транспортов противника.

Ветер вместо угля

Итак, рейдеры сильно зависели от угольного топлива, и тогда появилась идея использовать корабль, который не нуждается в угле, – парусный. Пожалуй, самым необычным и весьма успешным германским рейдером стал «Зееадлер» (в переводе с немецкого «Морской орел»). Это был захваченный у англичан трехмачтовый стальной парусник валовой вместимостью 1852 брутто-регистровые тонны. Судно оснастили дизелем мощностью 1000 л. с., вооружили двумя 105-миллиметровыми орудиями и двумя пулеметами.

Командир "Зееадлера" капитан-лейтенант граф Феликс фон Люкнер

Vostock Photo

21 декабря 1916 года «Зееадлер» с экипажем из 64 человек под командованием капитан-лейтенанта графа Феликса фон Люкнера (он оказался едва ли не единственным в Германии, кто был способен управлять крупным парусным судном) отправился в боевой поход. На борту имелись внушительные запасы: 480 тонн дизельного топлива, 360 тонн пресной воды и продовольствие на два года. Маскировались под гражданское норвежское судно, следующее с грузом леса в Мельбурн. Все члены экипажа знали норвежский язык, в каютах и кубриках на стенах висели фотографии и картины с пейзажами страны викингов.

Задумка сработала. «Зееадлер» был остановлен английским вспомогательным крейсером «Эвендж». На борт поднялась досмотровая команда и не нашла ничего подозрительного: судовые документы в порядке, груз на месте (пушки, пулеметы надежно упрятаны). Да и вообще англичане не могли предположить, что враг додумается использовать парусник в качестве рейдера. Так что «Зееадлер» отпустили с миром. В течение более 220 дней он действовал в Атлантическом и Тихом океанах. На боевом счету вспомогательного крейсера 14 побед. Феликс фон Люкнер получил прозвище «Морской дьявол» (Der Seeteufel), а его матросы – «пираты императора» (Die Piraten des Kaisers).

«Морской дьявол» прославился рыцарским отношением к пленным. Офицеров с захваченных неприятельских судов размещали в трехместных каютах, матросов – в кубриках. На борту «Зееадлера» к их услугам была даже небольшая библиотека из книг на английском и французском языках. Когда на борту судна набралось 263 пленника, фон Люкнер всех отпустил, пересадив на захваченный французский барк. На прощание в кают-компании «Зееадлера» он собрал капитанов захваченных судов и устроил им прощальный ужин. Говорят, что враги расстались друзьями.

Конец неуловимого «Зееадлера»

Из-за однообразного питания, отсутствия свежих овощей и фруктов (рейдер к тому времени находился в плавании более полугода) у части экипажа появились признаки цинги. Подходил к концу и запас пресной воды. Фон Люкнер принял решение идти к необитаемому атоллу Маупихаа (другие названия – Мопелиа, Лорд-Хау), расположенному в архипелаге Острова Общества (Французская Полинезия). Он рассчитывал, что в этом укромном уголке удастся дать экипажу короткий отдых, разнообразить рацион кокосовыми орехами, мясом черепах, птичьими яйцами, рыбой, а также заполнить цистерны свежей пресной водой. 28 июля «Зееадлер» бросил якорь у атолла – узкий пролив не позволил войти в лагуну.

Последний осколок империи: как Португалия зарабатывала на работорговле

Но затем планы смешала стихия. 2 августа разразился жестокий шторм, и волны выбросили корабль на коралловые рифы. Мачты рухнули, корпус получил многочисленные пробоины, о продолжении рейдерства нечего было и думать. Немцы высадились на атолл, который стал для них и спасением, и западней.

Впрочем, фон Люкнер не пал духом и был полон решимости продолжить войну на море. Во главе пяти добровольцев, вооруженных пулеметом, винтовками и гранатами, командир отправился на спасательной шлюпке в океан в надежде захватить какое-нибудь судно и вернуться на нем к атоллу за экипажем. Страдая от голода, жажды, цинги и ревматизма, смельчаки прошли 2300 миль, пока не достигли одного из островов в архипелаге Фиджи. Здесь они предприняли попытку захватить парусник, но были арестованы. Их разделили, отправив в разные лагеря для интернированных и военнопленных.

Феликс фон Люкнер попал в лагерь в Новой Зеландии. И вскоре, подговорив нескольких интернированных курсантов немецкого мореходного училища, угнал моторную шлюпку коменданта лагеря. В открытом море беглецы, вооруженные парой винтовок и самодельными гранатами, совершили почти невозможное – захватили американскую парусную шхуну. Далеко уйти не удалось: через несколько дней угнанное судно обнаружил новозеландский вспомогательный крейсер. Так «Морской дьявол» фон Люкнер и его новые товарищи снова оказались за колючей проволокой.

Тем временем «робинзоны» с атолла Маупихаа из радиоперехватов узнали о пленении капитана и поняли, что теперь могут рассчитывать только на себя. Под руководством старшего помощника несколько человек вышли в море на второй шлюпке. Им удалось захватить небольшой французский парусник, но плавание продолжалось недолго – у одного из островов судно наскочило на подводную скалу.

В итоге все немецкие моряки были интернированы чилийскими властями. Феликс фон Люкнер вернулся в Германию после окончания войны в 1919 году. На родине его встречали как национального героя. Уважительно относились к командиру «Зееадлера» и враги. «Морской дьявол», несмотря на грозное прозвище, воевал без потерь в своем экипаже. На захваченных им судах погиб всего один человек, да и то случайно – после взрыва снаряда лопнул паропровод.

Самое читаемое
Exit mobile version