Вдалеке от фатерлянда
В начале ХХ века, готовясь к противостоянию с Великобританией на море, Германия сделала ставку на линкоры-дредноуты. О победе в открытом бою кайзеровские адмиралы могли лишь мечтать. Поэтому они решили сосредоточиться на том направлении, где англичане были наиболее уязвимы, – на крейсерской войне. Ведь рейдеры в океане не только топили бы и захватывали торговые суда, но и отвлекали на себя внимание и силы англичан.
Адмирал Максимилиан фон Шпее
Vostock PhotoОднако к началу Первой мировой за пределами фатерлянда находилось лишь восемь немецких крейсеров. Пять из них входили в Восточно-Азиатскую эскадру адмирала Максимилиана фон Шпее, базировавшуюся в китайском порту Циндао. Ее присутствие там требовалось для обеспечения интересов Германии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности, для защиты немецких колоний. Сильной стороной соединения фон Шпее были его корабли и их отборные экипажи – лучшие в кайзеровском флоте. Слабой – то, что хорошая в мирное время диспозиция в военное превращалась в ловушку. Немцы лишались баз, становясь предметом охоты для многочисленных британских военных кораблей.
Ядром эскадры служили новые броненосные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которые поддерживали бронепалубные «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг». Война застала фон Шпее на Каролинских островах. Понимая, что падение Циндао лишь вопрос времени, адмирал решил пересечь Тихий океан и достичь побережья Чили, чьи власти были настроены по отношению к Германии дружественно. В чилийских портах фон Шпее мог получить уголь для заправки и отремонтировать свои корабли. Но это не касалось «Эмдена». Его командиру фон Мюллеру удалось убедить фон Шпее отпустить крейсер для рейдерства в Индийский океан. Решение оказалось верным – действия «Эмдена» были очень успешными.
Бегство через океан
Хотя положение фон Шпее было сложным, ему играло на руку то, что противник не знал, где его искать. Это накалило обстановку в регионе, поскольку немецкая эскадра угрожала безопасности местной морской торговли. Англичане же не имели сил, чтобы решить две задачи разом – искать немцев и охранять свое торговое судоходство. Они смогли начать поисковые операции, лишь когда еще не вступившая в войну с Германией Япония взяла на себя вторую задачу. Теперь в Тихом океане началась игра в «кошки-мышки» – британские крейсеры пытались обнаружить и уничтожить корабли фон Шпее. Но немецкая эскадра оставалась неуловимой.
В конце концов японским и английским силам удалось вытеснить немцев в восточную часть океана, лишив их баз, где они могли бы получить поддержку. Но при этом фон Шпее оказался в районе, где британские корабли появлялись редко. Направляясь к западному побережью Южной Америки, немецкие крейсеры угрожали поставкам селитры из Чили, в которых Великобритания очень нуждалась. Кроме того, они могли прорваться в Атлантику, где уже действовали три немецких крейсера. Чтобы не допустить этого, адмиралтейство в срочном порядке начало из тех скудных сил, что имелись под рукой, формировать соединение для перехвата кораблей фон Шпее.
Наспех сколоченная эскадра адмирала Кредока состояла из двух броненосных крейсеров – «Гуд Хоуп» и «Монмут», легкого крейсера «Глазго» и броненосца «Канопус». Но грозной она выглядела только на бумаге. Оружие на крейсерах было слабым и устаревшим, а медленный броненосец не смог бы угнаться за немцами. Вдобавок корабли Кредока были укомплектованы резервистами, имевшими плохую артиллерийскую подготовку. А артиллеристы «Шарнхорста» и «Гнейзенау», напротив, были лучшими в германском флоте и имели призы от самого кайзера за отличную стрельбу.
Чисто английское самоубийство
Британское адмиралтейство уверенно вело Кредока к катастрофе. В момент формирования его отряд ожидал усиления мощным крейсером «Дифенс». И хотя тот так и не прибыл, адмирал получил приказ из Лондона быть готовым к бою с немецкими кораблями. В результате Кредок ушел к побережью Чили для поисков противника, имея под своим командованием лишь три крейсера, а тихоходный «Канопус» добирался в указанный район самостоятельно. По мнению некоторых британских историков, соотношение сил было таково, что априори было ясно: бой с немцами станет самоубийством. Но Кредок подчинился глупым приказам адмиралтейства, ведя свои крейсеры на верную гибель.
Крейсер «Шарнхорст»
Vostock PhotoПо пути к Чили эскадра фон Шпее зашла на остров Пасхи, где встретилась с легким крейсером «Дрезден», прорвавшимся туда из Атлантики. Предчувствуя схватку, адмирал провел совещание с командирами кораблей, разработав план будущего боя. «Первую скрипку» в нем играли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», обладавшие солидной огневой мощью (по восемь 210миллиметровых орудий главного калибра каждое). Они существенно превосходили артиллерию кораблей Кредока и могли вести сражение с ними на дальних дистанциях.
1 ноября 1914го эскадры фон Шпее и Кредока сошлись в бою у чилийского порта Коронель. Исход схватки решили скорострельность немецких орудий и меткость их комендоров. Хотя море было бурным, это не помешало артиллеристам «Шарнхорста» и «Гнейзенау» показать класс, буквально изрешетив снарядами «Гуд Хоуп» и «Монмут». Оба английских крейсера ушли на дно вместе с экипажами – погибли свыше 1600 человек. Уцелеть удалось лишь «Глазго», ведшему бой с немецкими легкими крейсерами. Так Максимилиан фон Шпее одержал над противником чистую победу, не потеряв при этом ни одного моряка.
Империя наносит ответный удар
Исход боя шокировал Британскую империю. Репутации ее флота был нанесен жестокий удар. Легко уничтожив противника, Максимилиан фон Шпее заставил потускнеть славу английского морского господства. В Великобритании действия адмиралтейства, отправившего против немцев «коллекцию старых кораблей», подверглись резкой критике. В частности, адмирал Дэвид Битти заявил, что гибель английских моряков на совести некомпетентного адмиралтейства, нарушившего основные принципы стратегии.
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Помимо имиджевых, Великобритания несла и материальные убытки. После победы немецкая эскадра стала доминирующей единицей в регионе. На практике это означало, что морская торговля Англии с южной частью Южной Америки полностью прекратилась. Смириться с такой ситуацией империя не могла. Новый первый морской лорд адмирал Фишер отправил против фон Шпее два линейных крейсера, «Инвисибл» и «Инфлексибл». Хотя это и ослабило флот метрополии, Фишер был готов рискнуть, лишь бы найти и покарать наглеца, унизившего Великобританию на море.
Сам фон Шпее не обольщался насчет своей дальнейшей судьбы. Берлин поздравил его с победой и предложил на выбор – продолжить крейсерство или прорываться в Германию. Адмирал выбрал второе. Но, выйдя в Атлантику, он решил напасть на Фолклендские острова, разрушить там британскую базу и пленить местного губернатора. Тем самым адмирал хотел отомстить англичанам за аналогичные действия на островах Самоа. Этот план оказался роковым для фон Шпее и его эскадры.
Смерть адмирала
8 декабря 1914 года эскадра адмирала Стэрди, в которую входили два линейных крейсера, находилась на Фолклендах. Оттуда британцы намеревались отправиться в Тихий океан, чтобы там начать охоту на фон Шпее. Каково же было их удивление, когда немецкие корабли сами пожаловали к ним. Заметив немцев, Стэрди отдал приказ «Инвисибл» и «Инфлексибл» сниматься с якорей и выходить в море. Застигнутые врасплох, немецкие крейсеры попытались ретироваться, англичане бросились за ними в погоню.
Корабли фон Шпее не имели шансов против быстрых и мощных линейных крейсеров Стэрди. Тогда адмирал приказал эскадре «рассыпаться и уходить», решив дать бой только силами «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Сначала фортуна благоволила ему – хотя артиллерия у англичан была лучше, стреляли они неважно. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» почти не получили повреждений и повернули на юг, где можно было укрыться в зоне плохой погоды. Но оторваться от преследователей им так и не удалось.
Судьба обоих крейсеров была предрешена. «Шарнхорст» первым пошел на дно, унося в пучину весь экипаж, включая и адмирала фон Шпее. Затем настал черед «Гнейзенау», который англичане расстреляли, словно на учениях. Остальные корабли немецкой эскадры постигла та же судьба. Уцелел лишь «Дрезден», сумевший благополучно добраться до Чили. Итоги сражения для немецкой стороны были ужасны: на четырех крейсерах погибли свыше 2000 моряков и еще более двухсот были взяты в плен. Англичане потеряли лишь несколько человек убитыми и ранеными. Позор Коронеля был смыт, а обидчик империи уничтожен.
В поисках погибшей эскадры
Хотя сражение у Фолклендских островов вошло в анналы морской истории, где именно оно произошло, долгое время оставалось загадкой. Во время боя корабли перемещались на высокой скорости, маневрировали зигзагом и прошли большое расстояние. Английским штурманам тогда так и не удалось установить точные координаты гибели немецких крейсеров. Девиация компасов и плохая погода не позволили им это сделать.
Британскую субмарину «Эрдж» удалось найти через 77 лет после ее гибели
В 2014 году под патронатом «Общества морского наследия Фолклендских островов» (Falklands Maritime Heritage Trust) была проведена морская археологическая экспедиция. Ее целью стал поиск остатков крейсеров немецкой эскадры, который был приурочен к столетию битвы у Фолклендов. Но экспедиция завершилась безрезультатно. Спустя пять лет попытку повторили. И вот 5 декабря южноатлантическое новостное агентство Merco Press со ссылкой на указанное общество сообщило о находке флагмана эскадры фон Шпее – крейсера «Шарнхорст».
Корабль обнаружила группа морских археологов, возглавляемая Менсандом Баундом. Они обследовали морское дно с помощью новейшего оборудования для подводного поиска. Корпус «Шарнхорста» находится на глубине 1610 метров в 98 милях к юго-востоку от Порт-Стэнли, столицы Фолклендских островов. Их власти придают находке большое историческое значение, стремясь добиться для нее юридического статуса массового воинского захоронения на дне океана. Поиски других погибших кораблей продолжатся, и, вероятно, нас ждут новые открытия, которые обогатят знаниями об истории этого значимого морского сражения Первой мировой войны.