Профиль

Наркомовский проект: какой след в истории оставили крейсеры типа "Свердлов"

В 1950 году в СССР была принята десятилетняя программа военного судостроения. Документ предусматривал, что ВМФ должен получить 25 легких артиллерийских крейсеров. На «свою» войну – Вторую мировую – они опоздали, а задачам ракетно-ядерной мало соответствовали. И все же корабли заняли свое место в истории флота.

Советский крейсер проекта 68-бис

Советский крейсер проекта 68-бис "Свердлов", 1956 год

© Алексей Межуев/ТАСС
Содержание:

Чем корабли проекта 68-бис отличались от прототипа

После Великой Отечественной войны ВМФ СССР оказался в затруднительном положении. Значительная часть кораблей и вспомогательных судов была морально и технически устаревшей. Многие имели повреждения, полученные в ходе боевых действий и устраненные на скорую руку.

ВМС США, Великобритании и их союзников по недавно сформированному блоку НАТО превосходили советский флот количественно, а главное, качественно. Для компенсации отставания и была принята послевоенная программа развития ВМФ. Она положила начало массовому строительству надводных кораблей и субмарин.

На линкорах и авианосцах «сэкономили», отдав предпочтение легким артиллерийским крейсерам. Конструкторы за основу взяли техническую документацию крейсера «Чапаев» (проект 68 был утвержден постановлением СНК СССР 13 июля 1939 года).

Капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков на палубе "Свердлова"

Vostock Photo

От прототипа корабли проекта 68-бис (головной – «Свердлов») отличали полностью сварной корпус с удлиненным полубаком, лучшая остойчивость и более сильное бронирование. Крейсеры имели двойное дно по большей части длины, корпус на 17 отсеков делили водонепроницаемые переборки, доходившие до верхней палубы.

Главный калибр – 12 шестидюймовок (152-мм) в четырех 3-орудийных башнях. Крейсеры оснастили современными системами управления огнем, двумя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами. Они могли проводить постановку минных заграждений (на борту был запас из несколько десятков морских мин), что было особенно актуально для Балтики и Черного моря.

Среди названий построенных крейсеров преобладали фамилии ленинских и сталинских наркомов – «Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов» и русских военачальников – «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский». Два были названы в честь городов – «Молотовск» (ныне Северодвинск) и «Мурманск», но «Молотовск» затем переименовали в «Октябрьскую революцию».

Размеры «Свердлова» и его собратьев впечатляют: длина – 210 м, ширина – 22 м, водоизмещение около 16 600 т. Для сравнения тактико-технические характеристики «Авроры»: длина – 126,8 м, ширина – 16,76 м, водоизмещение 6657 т; линейного корабля «Севастополь»: длина – 184,85 м, ширина – 32,5 м, водоизмещение – 30 395 т.

Маневр за 12 минут и шпионские игры в Портсмуте

В мировую историю крейсеры проекта 68-бис в прямом смысле слова влетели на полных порах. Сделал это «Свердлов», которым командовал капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков. Новейший советский крейсер ждали в Портсмуте, где 17 июня 1953 года состоялся международный военно-морской парад в честь коронации Елизаветы Второй.

По этому случаю на Спитхедском рейде собралось около 200 кораблей из разных стран. Задерживался только один – «Свердлов», попавший на переходе из Балтики в жестокий шторм. Однако парад начался вовремя – советский крейсер, не сбавляя скорости, зашел на рейд. Важный момент: от помощи лоцмана командир отказался и за 12 минут поставил корабль на оба якоря точно в назначенном месте.

Метод, называющийся фертоинг, требует предельно слаженной работы боцманской команды и точного расчета командира (необходимо учесть скорость и направление ветра, парусность корабля, течение и т.д.). Для кораблей водоизмещением 16 000 тонн и больше у британцев на это отводится 45 минут. Далеко не все в норматив укладываются, а иностранцы, попавшие на чужой рейд, тем более. Американцы, например, действуя в куда более спокойной обстановке, накануне стали на два якоря за 2 часа, французы – за 4 часа, результат шведов остался неизвестен – таймер остановили, поскольку присутствующие устали ждать завершения операции.

Командир «Свердлова» удостоился высокой чести – королева пригласила его на тур вальса. Ну а лорды Адмиралтейства заподозрили неладное, посчитав, что новинка советского судостроения оснащена некими подруливающими устройствами.

Королева Елизавета II и капитан крейсера "Свердлов" Олимпий Рудаков, 1953 год

Vostock Photo

Британские рыцари плаща и кинжала проявили особый интерес к крейсерам проекта 68-бис. Это привело к трагическим последствиям. В апреле 1956 года в тот же Портсмут с официальным визитом пришел «Орджоникидзе». Изучать его днище отправился знаменитый боевой пловец Лайонел Крэбб. И не вернулся. По одной из версий, он погиб, когда на советском корабле неожиданно провернули гребные винты.

Почему был свернут проект 68-бис

После того как в 1956 году на слом были отправлены последние два линкора-дредноута, построенные еще до революции, крейсеры проекта 68-бис оставались самыми большими кораблями отечественного ВМФ. Как было сказано выше, всего планировали строительство 25 единиц, но в строй успели ввести 14.

Бессмертная "Коммуна": какой след в истории оставило старейшее судно ВМФ России

В 1955 году программу военного судостроения приостановили, а спустя четыре года и вовсе от нее отказались. Семь крейсеров, готовность которых на тот момент составляла от 68% до 84%, разобрали на металл. Наверное, самая печальная участь постигла «Кронштадт» – корабль утилизировали, несмотря на то что он уже проходил швартовые испытания.

Основания для принятия такого решения, конечно, имелись. Флоты мира вступали в эру ракетного оружия, чисто артиллерийские корабли выглядели анахронизмом. Кроме того, крейсеры типа «Свердлов» по ряду параметров уступали западным аналогам.

В частности, превосходство над легкими крейсерами ВМС США типа «Кливленд» в дальности стрельбы главным калибром нивелировалось отсутствием эффективной системы управления артиллерийским огнем. Использование снарядов с раздельным заряжанием, конечно, повышало срок службы 152-мм орудий, но не лучшим образом отражалось на скорострельности.

Как бы то ни было, но заказы на корабли проекта 68-бис помогли сохранить советскую судостроительную отрасль. Эти крейсеры стали настоящей визитной карточкой советского ВМФ. Неслучайно на классическом варианте весьма почитаемого моряками знака «За дальний поход» – изображение «Свердлова».

Где служили артиллерийские крейсеры

Корабли несли службу на всех флотах Советского Союза, выходили и на просторы Мирового океана. Чтобы повысить боевую ценность, их модернизировали, вооружали противокорабельными и зенитными ракетами, переоборудовали в корабли управления. У некоторых демонтировали кормовые башни, освободив тем самым палубу и внутренние помещения для размещения вертолетов.

Средний срок службы крейсеров типа «Свердлов» составил 35–37 лет. Исключение – «Адмирал Нахимов», который переоборудовали для участия в экспериментальных пусках противокорабельных ракет (проект 67ЭП). Он оставался в строю всего 11 лет.

Долгожитель «Михаил Кутузов»

Зато «Михаила Кутузова» с полным правом можно назвать долгожителем. Кораблю, имеющему выслугу 48 лет, повезло – его не порезали на металл, а превратили в музей. Единственный сохранившийся крейсер проекта 68-бис в 2002-м поставлен на вечную стоянку в порту Новороссийска.

Корабль-музей «Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийской бухте

Shutterstock/ FOTODOM

Вот послужной список корабля: заложен в 1951 году на судостроительном заводе в Николаеве. Военно-морской флаг поднят в 1954 году. Включен в состав Черноморского флота. Модернизирован по проекту 68А – был установлен комплекс космической связи «Кристалл-БК».

Субмарина с ядерной "двустволкой": история уникального экспоната музея в Балаклаве

Крейсер участвовал в 15 дальних походах, прошел более 211 тысяч миль. Во время арабо-израильской войны 1973 года был запасным командным пунктом главного военного советника СССР на территории Египта. «Михаил Кутузов» стоял на рейде Александрии, нападение на него расценивалось бы как агрессия против СССР.

И хотя непосредственного участия в боевых действиях крейсер не принимал, потери в личном составе однажды понес. 27 моряков из аварийной партии погибли 29 октября 1955 года, спасая линкор «Новороссийск», однако поврежденный взрывом корабль все же затонул на рейде Севастополя.

Самое читаемое
Exit mobile version