- Чем корабли проекта 68-бис отличались от прототипа
- Маневр за 12 минут и шпионские игры в Портсмуте
- Почему был свернут проект 68-бис
- Где служили артиллерийские крейсеры
- Долгожитель «Михаил Кутузов»
Чем корабли проекта 68-бис отличались от прототипа
После Великой Отечественной войны ВМФ СССР оказался в затруднительном положении. Значительная часть кораблей и вспомогательных судов была морально и технически устаревшей. Многие имели повреждения, полученные в ходе боевых действий и устраненные на скорую руку.
ВМС США, Великобритании и их союзников по недавно сформированному блоку НАТО превосходили советский флот количественно, а главное, качественно. Для компенсации отставания и была принята послевоенная программа развития ВМФ. Она положила начало массовому строительству надводных кораблей и субмарин.
На линкорах и авианосцах «сэкономили», отдав предпочтение легким артиллерийским крейсерам. Конструкторы за основу взяли техническую документацию крейсера «Чапаев» (проект 68 был утвержден постановлением СНК СССР 13 июля 1939 года).
Капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков на палубе "Свердлова"
Vostock PhotoОт прототипа корабли проекта 68-бис (головной – «Свердлов») отличали полностью сварной корпус с удлиненным полубаком, лучшая остойчивость и более сильное бронирование. Крейсеры имели двойное дно по большей части длины, корпус на 17 отсеков делили водонепроницаемые переборки, доходившие до верхней палубы.
Главный калибр – 12 шестидюймовок (152-мм) в четырех 3-орудийных башнях. Крейсеры оснастили современными системами управления огнем, двумя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами. Они могли проводить постановку минных заграждений (на борту был запас из несколько десятков морских мин), что было особенно актуально для Балтики и Черного моря.
Среди названий построенных крейсеров преобладали фамилии ленинских и сталинских наркомов – «Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов» и русских военачальников – «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский». Два были названы в честь городов – «Молотовск» (ныне Северодвинск) и «Мурманск», но «Молотовск» затем переименовали в «Октябрьскую революцию».
Размеры «Свердлова» и его собратьев впечатляют: длина – 210 м, ширина – 22 м, водоизмещение около 16 600 т. Для сравнения тактико-технические характеристики «Авроры»: длина – 126,8 м, ширина – 16,76 м, водоизмещение 6657 т; линейного корабля «Севастополь»: длина – 184,85 м, ширина – 32,5 м, водоизмещение – 30 395 т.
Маневр за 12 минут и шпионские игры в Портсмуте
В мировую историю крейсеры проекта 68-бис в прямом смысле слова влетели на полных порах. Сделал это «Свердлов», которым командовал капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков. Новейший советский крейсер ждали в Портсмуте, где 17 июня 1953 года состоялся международный военно-морской парад в честь коронации Елизаветы Второй.
По этому случаю на Спитхедском рейде собралось около 200 кораблей из разных стран. Задерживался только один – «Свердлов», попавший на переходе из Балтики в жестокий шторм. Однако парад начался вовремя – советский крейсер, не сбавляя скорости, зашел на рейд. Важный момент: от помощи лоцмана командир отказался и за 12 минут поставил корабль на оба якоря точно в назначенном месте.
Метод, называющийся фертоинг, требует предельно слаженной работы боцманской команды и точного расчета командира (необходимо учесть скорость и направление ветра, парусность корабля, течение и т.д.). Для кораблей водоизмещением 16 000 тонн и больше у британцев на это отводится 45 минут. Далеко не все в норматив укладываются, а иностранцы, попавшие на чужой рейд, тем более. Американцы, например, действуя в куда более спокойной обстановке, накануне стали на два якоря за 2 часа, французы – за 4 часа, результат шведов остался неизвестен – таймер остановили, поскольку присутствующие устали ждать завершения операции.
Командир «Свердлова» удостоился высокой чести – королева пригласила его на тур вальса. Ну а лорды Адмиралтейства заподозрили неладное, посчитав, что новинка советского судостроения оснащена некими подруливающими устройствами.
Королева Елизавета II и капитан крейсера "Свердлов" Олимпий Рудаков, 1953 год
Vostock PhotoБританские рыцари плаща и кинжала проявили особый интерес к крейсерам проекта 68-бис. Это привело к трагическим последствиям. В апреле 1956 года в тот же Портсмут с официальным визитом пришел «Орджоникидзе». Изучать его днище отправился знаменитый боевой пловец Лайонел Крэбб. И не вернулся. По одной из версий, он погиб, когда на советском корабле неожиданно провернули гребные винты.
Почему был свернут проект 68-бис
После того как в 1956 году на слом были отправлены последние два линкора-дредноута, построенные еще до революции, крейсеры проекта 68-бис оставались самыми большими кораблями отечественного ВМФ. Как было сказано выше, всего планировали строительство 25 единиц, но в строй успели ввести 14.
Бессмертная "Коммуна": какой след в истории оставило старейшее судно ВМФ России
В 1955 году программу военного судостроения приостановили, а спустя четыре года и вовсе от нее отказались. Семь крейсеров, готовность которых на тот момент составляла от 68% до 84%, разобрали на металл. Наверное, самая печальная участь постигла «Кронштадт» – корабль утилизировали, несмотря на то что он уже проходил швартовые испытания.
Основания для принятия такого решения, конечно, имелись. Флоты мира вступали в эру ракетного оружия, чисто артиллерийские корабли выглядели анахронизмом. Кроме того, крейсеры типа «Свердлов» по ряду параметров уступали западным аналогам.
В частности, превосходство над легкими крейсерами ВМС США типа «Кливленд» в дальности стрельбы главным калибром нивелировалось отсутствием эффективной системы управления артиллерийским огнем. Использование снарядов с раздельным заряжанием, конечно, повышало срок службы 152-мм орудий, но не лучшим образом отражалось на скорострельности.
Как бы то ни было, но заказы на корабли проекта 68-бис помогли сохранить советскую судостроительную отрасль. Эти крейсеры стали настоящей визитной карточкой советского ВМФ. Неслучайно на классическом варианте весьма почитаемого моряками знака «За дальний поход» – изображение «Свердлова».
Где служили артиллерийские крейсеры
Корабли несли службу на всех флотах Советского Союза, выходили и на просторы Мирового океана. Чтобы повысить боевую ценность, их модернизировали, вооружали противокорабельными и зенитными ракетами, переоборудовали в корабли управления. У некоторых демонтировали кормовые башни, освободив тем самым палубу и внутренние помещения для размещения вертолетов.
Средний срок службы крейсеров типа «Свердлов» составил 35–37 лет. Исключение – «Адмирал Нахимов», который переоборудовали для участия в экспериментальных пусках противокорабельных ракет (проект 67ЭП). Он оставался в строю всего 11 лет.
Долгожитель «Михаил Кутузов»
Зато «Михаила Кутузова» с полным правом можно назвать долгожителем. Кораблю, имеющему выслугу 48 лет, повезло – его не порезали на металл, а превратили в музей. Единственный сохранившийся крейсер проекта 68-бис в 2002-м поставлен на вечную стоянку в порту Новороссийска.
Корабль-музей «Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийской бухте
Shutterstock/ FOTODOMВот послужной список корабля: заложен в 1951 году на судостроительном заводе в Николаеве. Военно-морской флаг поднят в 1954 году. Включен в состав Черноморского флота. Модернизирован по проекту 68А – был установлен комплекс космической связи «Кристалл-БК».
Субмарина с ядерной "двустволкой": история уникального экспоната музея в Балаклаве
Крейсер участвовал в 15 дальних походах, прошел более 211 тысяч миль. Во время арабо-израильской войны 1973 года был запасным командным пунктом главного военного советника СССР на территории Египта. «Михаил Кутузов» стоял на рейде Александрии, нападение на него расценивалось бы как агрессия против СССР.
И хотя непосредственного участия в боевых действиях крейсер не принимал, потери в личном составе однажды понес. 27 моряков из аварийной партии погибли 29 октября 1955 года, спасая линкор «Новороссийск», однако поврежденный взрывом корабль все же затонул на рейде Севастополя.