Долгожданный подарок
Лодка строилась дольше, чем этого ожидали, хотя рекорда по этому показателю и не поставила. Напомним, головной корабль, К-560 «Северодвинск», строившийся по исходному проекту 885, был заложен в декабре 1993-го, спущен на воду летом 2010-го и вошел в строй летом 2014 года. Столь долгий срок объяснялся просто: в середине 1990-х работы на лодке, едва начавшись, остановились из-за хронического недофинансирования. Возобновили их уже в начале 2000-х. Причем проект пришлось серьезно перекроить – и в силу развития техники, потребовавшего внедрения новых изделий, и в силу радикального изменения промышленной кооперации (многих прежних поставщиков уже не существовало, другие остались за границей, третьи сменили специализацию).
В итоге отсчет регулярного строительства «Северодвинска» стоит вести, по разным оценкам, скорее с 2005–2006 годов, и если смотреть с этой позиции, то получается, что девять лет на ввод в строй головной лодки новейшего проекта – не так уж и много. С самого начала было ясно, что следующие корабли будут существенно отличаться от головного, задел по которому во многом восходил еще к позднесоветским разработкам. «Казань» заложили в 2009-м. Предполагалось, что в 2016-м лодка войдет в состав флота, однако в итоге она была спущена на воду лишь в 2017-м, а испытания и доработки заняли еще три года.
Если говорить о наиболее существенных отличиях «Казани» от прототипа, то в первую очередь это реактор. На смену стандартному для третьего поколения советских подлодок ОК-650 пришел новейший КТП-6. Его ключевым отличием стала моноблочная конструкция – реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе, при этом обеспечена естественная циркуляция теплоносителя (воды). Это обеспечивает серьезное снижение шумности, кроме того, повышен срок службы активной зоны – теперь ее перезарядка не потребуется в течение всего срока службы лодки.
Другим существенным отличием стало совершенствование «глаз и ушей» субмарины – ее гидроакустического оборудования. Вместо традиционной шарообразной антенны большого диаметра, установленный на «Казани» гидроакустический комплекс получил так называемые конформные антенны – их форма повторяет форму поверхности, на которой они установлены. Таким образом, вместо шара, установленного под носовым обтекателем субмарины, новая антенна имеет скорее подковообразную форму, «облегая» носовую часть прочного корпуса. Схожую эволюцию проделали антенны гидролокаторов и на зарубежных лодках. Кроме того, как и на многих других современных АПЛ, на «Казани» установлен набор дополнительных антенн по бортам, что, помимо всего прочего, сильно сокращает протяженность «мертвой зоны», в которой внешние шумы экранируются от антенны гидролокатора корпусом самой лодки.
Вооружена «Казань» тоже по-новому. По имеющейся информации, на ней сократили число торпедных аппаратов – с 10 до восьми. Это, впрочем, все равно больше, чем у любой другой современной АПЛ. Но главным оружием лодок этого семейства остаются ракеты. Насколько известно, «Казань» несет те же восемь пусковых установок, что и «Северодвинск», однако их конструкция изменилась: фактически пусковые установки новой лодки – это сменные контейнеры, в которых может быть размещено до пяти ракет комплекса «Калибр» или, в другом варианте контейнера, – до четырех ракет типа «Оникс» или новейших гиперзвуковых ракет «Циркон». Таким образом суммарный боекомплект «Казани» составляет от 32 до 40 крылатых ракет. Необходимость внедрения в боекомплект лодки «Цирконов» потребовала, по слухам, дополнительных доработок, что, наряду с прочими нововведениями, стало одной из главных причин затягивания сроков постройки и испытаний субмарины.
К-560 «Северодвинск»
wikimedia commonsНовый облик войны
Предполагается, что новые ракеты дадут «Казани» радикально иные возможности в борьбе с хорошо оснащенным противником: перехват гиперзвуковых противокорабельных ракет – сложная задача даже для систем ПВО и ПРО типа Aegis. Кроме того, все новые субмарины сегодня имеют расширенные возможности управления автономными необитаемыми подводными аппаратами (АНПА). Такие аппараты расширяют «поле зрения» под водой, благодаря чем многократно повышается эффективность каждой субмарины.
Слишком мало, слишком поздно: как совершенствуется российский подводный флот
Все хорошо? На самом деле не очень. Высочайшие характеристики имеют свою цену, а с учетом состояния отечественной промышленной базы эта цена – резкое увеличение сроков строительства лодок. Американские АПЛ типа «Вирджиния» объективно заметно уступают отечественному проекту 885 по базовым ТТХ – скорости, глубине погружения, номенклатуре и количеству оружия, находясь, по мнению многих экспертов, примерно на одном уровне по возможностям оборудования. Но следует иметь в виду, что американцы после окончания холодной войны сознательно сделали ставку на создание субмарины, строительство которой будет достаточно дешевым и массовым. Благодаря такому подходу за время, прошедшее с 1999 года, когда была заложена головная «Вирджиния», США получили уже 19 лодок. До конца 2020-го их число, видимо, достигнет 20, еще одна войдет в строй в следующем году, а на разных стадиях строительства находится еще семь субмарин. В общей сложности к 2048 году США намерены построить 66 многоцелевых АПЛ типа «Вирджиния» в нескольких последовательно совершенствующихся сериях, а недавно предложенный план Battle Force 2045 предусматривает возможное увеличение темпов – с постройкой до 70–80 атомных субмарин к 2045 году. Впрочем, реалистичность этого плана сомнительна.
Но независимо от того, 66 или более атомных лодок США будут иметь к 2045 году, такая скорость (три года от момента закладки до ввода в строй) остается недостижимой мечтой для Объединенной судостроительной корпорации и ВМФ России. Нет смысла пытаться догнать американцев, сравнявшись с ними в численности субмарин. Однако создание проекта дешевой и быстрой в изготовлении подлодки было бы очень кстати – сколь хороши ни были бы подлодки «Ясень», они не могут находиться в нескольких местах одновременно.
«Проблема в том, что, сосредоточившись на «Ясене» и «Борее» (проект 955, новый стратегический ракетоносец. – «Профиль»), мы уже не могли выделить достаточные ресурсы, чтобы спроектировать «простую и недорогую» атомную субмарину, которую можно было бы строить крупной серией, – считает источник «Профиля» в российской оборонной промышленности. – Это решение надо было принимать не позже начала 2000-х годов, и, скорее всего, речь шла бы о достройке и последующем развитии лодок проекта 971, которые тоже не назвать ни простыми, ни дешевыми, но там был задел на крупную серию, развитие которого, возможно, позволило бы снизить стоимость в дальнейшем».
При этом собеседник издания напомнил, что задел по проекту 971 был во многом использован для строительства новых «стратегов», а в классе многоцелевых атомных подлодок «Ясень» оказался единственным реальным проектом, готовым к серийной постройке.
В свете вышесказанного остается надеяться, что спор о том, что важнее – численность или качество, в данном случае так и останется теоретическим.