Самые большие в мире
В 1937 году японцы закончили разработку проекта линкоров водоизмещением почти в 70 тысяч тонн с девятью 460-мм орудиями, размещенными в трех башнях. Планировалось построить три таких гиганта. Два из них, «Ямато» и «Мусаси», были введены в строй в 1941–42 годах, став самыми большими линейными кораблями в истории. Судьба же третьего корабля этого проекта сложилась гораздо прихотливее.
В мае 1940-го в Йокосуке был заложен киль третьего по счету линкора типа «Ямато». По плану он должен был быть спущен на воду в конце 1943 года, получить 18-дюймовые орудия в апреле 1944-го и встать в строй в марте 1945-го. Но уже 12 августа 1941-го строительство заморозили, поскольку приоритетом для готовившейся к войне Японии было переоборудование и ремонт уже готовых кораблей. Кроме того, события в Атлантике и Средиземном море поставили под вопрос необходимость строительства новых линкоров для японских ВМС.
После начала боевых действий работы возобновили, но только для того, чтобы спустить корпус суперлинкора на воду и освободить сухой док для строительства авианосцев. Судьба недостроенного гиганта определилась лишь после поражения японцев в битве у Мидуэя в июне 1942-го. На совещании в штабе императорского флота было решено достраивать его, но не как линкор, а как ударный авианосец с авиагруппой свыше 150 самолетов. Причем большую часть из них предполагалось использовать для компенсации потерь на других авианосцах.
Из-за задержки с разработкой проекта реконструкция линкора в авианосец началась лишь в конце 1943-го. Но потеря нескольких важных авианосных кораблей в сражении у Марианских островов заставила японцев ускорить работы. 8 октября 1944-го они вывели авианосец из дока для проведения официальной церемонии присвоения ему названия «Синано», после чего он снова был поставлен в док для устранения недоделок.
Американская разведка ничего не знала про «Синано» до тех пор, пока 1 ноября 1944-го бомбардировщик B-29, выполнявший разведывательный полет, не сфотографировал его на последних стадиях оснащения. Опасаясь, что корабль станет целью для бомбардировщиков США, командование ВМС Японии решило перевести «Синано» в Куре, хотя достройка еще не закончилась. Поэтому японцы поспешили провести первые ходовые испытания и ввели «Синано» в эксплуатацию 19 ноября 1944-го. Командиром стал капитан 1-го ранга Тосио Абэ. Фактически, до входа в строй американского «Форрестол» в 1955 году «Синано» оставался самым большим из когда-либо построенных авианосцев.
Туда и обратно
Сюжет фильма «Операция "Нижняя юбка"» – комедии об американских подводниках, основан на реальных анекдотах времен Второй мировой. Например, эпизод, когда герой Тони Кёртиса устраивает на базе нелегальное казино, чтобы получить для своей субмарины дефицитные запчасти, перекликается с историей подлодки «Дэйс». Ее первый командир лейтенант-коммандер Джозеф Фрэнсис Энрайт для поднятия боевого духа команды приобрел игровой автомат. И везде, где бы «Дэйс» ни останавливалась – в Панаме, Перл-Харборе, Мидуэе, – автомат ставился на палубу для развлечения моряков других кораблей. Это приносило подводникам «Дэйс» приличный доход – до 150 долларов в день, шедших на покупку экзотических продуктов, сигар, сигарет и даже алкоголя, который экипаж Энрайта употреблял на берегу.
Трагедия "Суэц Мару": как было совершено одно из ужаснейших преступлений на море
Однако подводник из Энрайта был хуже, чем делец. Во время первого похода, в ноябре 1943-го, он получил приказ перехватить японский авианосец. Утром 15 ноября «Дэйс» заметила цель. Энрайт сделал вялую попытку сблизиться, но затем решил, что это безнадежное дело и отказался от преследования. Спустя четыре дня лодка попыталась атаковать японский танкер, однако была обнаружена его эскортом, затем бомбившим «Дэйс» полтора часа.
Взрывы вражеских глубинных бомб произвели на Энрайта гнетущее впечатление и, приведя 11 декабря «Дэйс» на базу, он подал рапорт о списании на берег. Командующий подлодками на Тихом океане адмирал Локвуд удовлетворил его просьбу, дав Энрайту место в штабе. Однако, проведя на суше почти год, Энрайт попросился обратно на лодки. Тогда Локвуд дал ему «редкий второй шанс» снова показать себя в деле.
29 сентября 1944-го Энрайт был назначен командиром «Арчерфиш». Эта субмарина типа «Балао» была грозным боевым кораблем, имевшим 10 торпедных аппаратов и способным развивать скорость до 20 узлов над водой и почти девять узлов в подводном положении. «Арчерфиш» воевала на Тихом океане с декабря 1943-го, совершив четыре боевых похода. Однако во время этих походов два командира, управлявших лодкой до Энрайта, не добились значимых успехов.
Роковая встреча
В свой пятый поход «Арчерфиш» вышла из Перл-Харбора 30 октября 1944 года. Спустя неделю она прибыла на отбитый у японцев остров Сайпан, где встала на ремонт. Во время прогулки подводники в тростнике наткнулись на трех не сдавшихся японских солдат. Эта встреча оказалась неожиданной для всех. К счастью для американцев, японцы испугались и убежали, оставив им в качестве сувениров винтовку и свое снаряжение.
11 ноября Энрайт покинул Сайпан, взяв курс на Японию, чью столицу впервые должны были бомбить американские B-29. Согласно полученному приказу, «Арчерфиш» вместе с лодкой «Скабэрдфиш» должны были действовать в районе острова Хонсю, как спасатели экипажей сбитых или севших на воду бомбардировщиков.
Подлодка "Арчерфиш"
Smudge Whisker/Vostock Photo24 и 27 ноября ВВС США совершили с Марианских островов два налета на Токио. Но подводники остались без работы, так как ни один из самолетов их помощи не запросил. Тогда Локвуд разрешил обеим лодкам свободную охоту у Токийского залива. 29 ноября «Скабэрдфиш» потопила там японскую субмарину I-365. Для Энрайта же нашлась работа поважнее.
Как американцы обезглавили японский флот, убив адмирала Ямамото
Хотя бомбардировка нанесла сравнительно небольшой ущерб, она встревожила японцев. 26 ноября штаб императорского флота приказал «Синано» совершить переход в Куре, в более безопасные воды Внутреннего моря Японии. Спустя два дня авианосец вышел из Токийского залива вместе с тремя эсминцами. Поначалу он шел со скоростью 24 узла, но к полуночи снизил ее до 18 из-за перегревшейся турбины. Это сыграло роковую роль в судьбе «Синано».
Находившаяся у острова Инамбадзима, «Арчерфиш» в 20:48 установила радарный контакт с неизвестной целью на дистанции более 20 км. Энрайт преследовал ее и спустя час понял, что имеет дело с авианосцем и эсминцами. При этом командир лодки решил, что японцы его уже заметили, но почему-то игнорируют. На «Синано» в 22:45 действительно увидели вдалеке субмарину, но Абэ приказал эсминцам не атаковать, чтобы не привлекать ее внимание. Это было ошибкой – японским кораблям следовало загнать «Арчерфиш» под воду.
Энрайт на полной скорости преследовал японцев, все еще не веря, что сможет нагнать их. Но снижение скорости «Синано» и переход на зигзаг дали субмарине шанс атаковать. 29 ноября в 3:00 авианосец совершил поворот, позволив «Арчерфиш» вырваться вперед. Спустя 15 минут лодка заняла хорошую позицию для стрельбы, так как от цели ее теперь отделяло уже менее 1500 метров. В 3:17 Энрайт выпустил шесть торпед и вскоре увидел два взрыва.
После залпа лодка ушла на глубину, где подводники слышали несколько взрывов, решив, что все торпеды попали в цель. Затем на протяжении 47 минут был слышан треск, который приняли за звуки тонущего корабля. Когда же в 6:10 Энрайт всплыл под перископ, то ничего не увидел, решив, что цель уничтожена. Но это было не так.
Гибель гиганта
«Синано» получил в правый борт четыре торпеды, после чего начал крениться на эту сторону из-за попавшей внутрь воды. Но похоже, что командир Абэ не был слишком этим обеспокоен, так как месяцем ранее однотипный «Мусаси» получил не менее 19 торпед и множество бомб, прежде чем затонул во время битвы в заливе Лейте. Чтобы избавиться от крена, Абэ приказал затопить некоторые помещения левого борта. При этом двигательная установка корабля работала, и он мог держать курс и скорость.
Командир "Синано" Тосио Абэ
History and Art Collection/Vostock PhotoВ 5:30 «Синано» был уже в 36 милях от места атаки, но его положение ухудшилось из-за вновь появившегося крена и снизившейся скорости. Затопление продолжалось через многочисленные недоделанные фитинги и люки. Когда же в котлы авианосца перестала поступать пресная вода, то никто не знал, как дистиллировать ее из соленой. В итоге, к 7:30 «Синано» потерял ход.
На корабле царило смятение. Гражданский технический персонал, одетый в военно-морскую форму, усугублял ситуацию, не желая подчиняться приказам. Люди собирались в верхних отсеках, которые они отказывались покидать, когда им приказывали спуститься вниз. Лишь офицер Инада Фумио и девять матросов до конца пытались справиться с креном и предотвратить опрокидывание корабля.
В 8:50 эсминцы взяли «Синано» на буксир, чтобы оттащить к берегу. Однако натяжение тросов стало слишком сильным и они порвались. Когда же крен достиг 35 градусов, Тосио Абэ стало ясно: авианосец обречен. В 10:18 капитан приказал экипажу покинуть корабль, а эсминцам принять моряков на борт. Спустя полчаса «Синано» перевернулся и затонул, унеся на дно 1436 офицеров и матросов, включая Абэ. Спаслись 1080 человек.
А что же Энрайт? Когда он вернулся на базу, то заявил, что потопил авианосец типа «Хаятаке» водоизмещением 28.000 тонн. Но многие ему не поверили, поскольку считалось, что разведка США выявила все оставшиеся японские авианосцы и знает, где они находятся. Лишь спустя несколько месяцев выяснилось, что командир «Арчерфиш» на самом деле уничтожил авианосец «Синано» водоизмещением 59.000 тонн. За это достижение Энрайт был награжден Военно-морским крестом. Удивительно, но в дальнейшем ни одной победы ему одержать так и не удалось.