Профиль

"Пираты" против Джонни Уокера: первое поражение "волчьей стаи" в Атлантике

В начале Второй мировой войны немцы доставили британцам массу серьезнейших проблем с помощью своих «волчьих стай». Такое название получили субмарины, объединенные для группового нападения на конвои. Какое-то время казалось, что спасения от этой напасти просто нет. Но ровно 80 лет назад, 21 декабря 1941-го, представление о непобедимости «волчьих стай» было впервые поколеблено.

Офицеры британского эсминца на мостике корабля во время сопровождения одного из конвоев, октябрь 1941 года

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Угроза в океане

Как истребители морской торговли, подводные лодки впервые заявили о себе в Первую мировую войну, причинив немало бед судоходству Антанты. Единственным средством избежать больших потерь в торговом тоннаже тогда стало введение системы конвоев. Но в межвоенный период командующий подплавом Германии Карл Дениц придумал новый способ нападения на конвои. Он считал, что залогом успеха здесь послужит атака сразу нескольких подлодок – «волчьей стаи».

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

Первая попытка применить на практике такой подход в самом начале Второй мировой оказалась неудачной. Вторая была осуществлена лишь через год. И на этот раз все пошло как по маслу. В течение осени–зимы 1940-го «волчьи стаи» серьезно потрепали британские конвои. Британцы, как могли, пытались противиться новой угрозе. Но обезопасить свое судоходство в Северной Атлантике они смогли лишь к лету 1941-го, когда их дешифровщики научились перехватывать и взламывать кодированные радиосообщения немецких подводных сил. Теперь британцы знали, в каких водах их конвои поджидают «волчьи стаи», и обходили их стороной.

Немцы же сосредоточились на судоходстве между Великобританией и Гибралтаром. Отслеживать конвои там было проще благодаря возможностям немецкой авиаразведки и шпионам в Гибралтаре и Испании, доносившим о движении судов. И хотя к концу 1941-го «волчьи стаи» вернулись в Северную Атлантику, их командующий продолжал держать часть сил на гибралтарском маршруте. Чтобы избежать потерь судов в этом районе, Адмиралтейство увеличило состав своих эскортных групп. Как показали дальнейшие события, это было правильное решение.

Ошибка шпионов

14 декабря 1941 года немецкая разведка сообщила Деницу о выходе из Гибралтара конвоя НG-76, точно указав его ордер из 32 судов, но занизив численность кораблей охранения: три эсминца, подлодка, несколько корветов и авианосец. На самом деле сопровождение НG-76 было гораздо мощнее: три эсминца, четыре шлюпа, девять корветов и эскортный авианосец «Одесити».

Британский эскортный авианосец "Одесити"

US Navy/Wikimedia Commons

Общее руководство этими силами было поручено Фредерику Джонни Уокеру, прослужившему на флоте 27 лет. Между войнами этот офицер специализировался на противолодочной обороне, поднявшись до командования школой ПЛО в Портленде в 1937 году.

Командир эскортной группы EG-36 Ф.Дж. Уокер

Admiralty Official Collection/Wikimedia Commons

Но эта должность стала пиком его самостоятельной карьеры на берегу. В итоге, чтобы избежать штабной работы, в марте 1941-го Уокер согласился стать командиром только что сформированной эскортной группы EG-36 (два шлюпа, семь корветов).

EG-36 вышла к Гибралтару с первой миссией в конце ноября. Ожидая отплытия HG-76, она патрулировал западные подходы к проливу. Адмиралтейство же, опасаясь нападения на конвой, все время откладывало его выход в море, собирая все более мощную эскортную группу. Лишь когда к Уокеру присоединились дополнительные корабли, включая «Одесити», HG-76 покинул Гибралтар.

Опасения Адмиралтейства были оправданными. Прознав о готовящемся отправлении конвоя HG-76 в Великобританию, Дениц сформировал группу лодок для его перехвата, дав ей звучное название «Пираты». Первоначально эта «волчья стая» состояла из шести субмарин, к которым со временем присоединились еще пять, в том числе U-567 подводного аса Энгельберта Эндрасса.

Несмотря на то, что скорость HG-76 была ограничена 7,5 узлами, конвой оторвался от немцев, не сумевших установить его точное местонахождение почти двое суток. Получив информацию о выходе конвоя, Дениц развернул «Пиратов» на линии север–юг к западу от Гибралтара и отправил на поиски воздушных разведчиков «Кондоров» из Бордо. Однако 15 декабря видимость была плохой, и ни подводные лодки, ни «Кондоры» не смогли найти конвой. Вдобавок немецкие шпионы вызвали серьезную путаницу в штабе Деница, неверно сообщив, что из-за угрозы нападения подлодок HG-76 вернулся в Гибралтар вскоре после отплытия.

Подлодки против конвоя

«Кондоры» обнаружили конвой утром 16 декабря, оставшись для него незамеченными. Дениц передал полученную от них информацию своим «Пиратам». Ближе к вечеру U-108 Клауса Шольца увидела HG-76, сообщила о своем местонахождении и начала преследование. К конвою стали стягиваться остальные лодки «волчьей стаи», имевшие приказ «непременно» атаковать до рассвета 17 декабря.

Разгадка "Энигмы": как англичанам удалось взломать шифры вермахта

Но усиленный радиообмен между ними и Деницем не остался незамеченным британцами. Расшифровав немецкие сообщения, Адмиралтейство предупредило Уокера о надвигающейся опасности и приказало авианосцу начать воздушное патрулирование вод вокруг конвоя.

К рассвету 17 декабря четыре лодки находились рядом с HG-76. Однако к этому моменту «Одесити» уже поднял в воздух свои истребители, один из которых заметил U-131, уклонившуюся от него погружением. Узнав об этом, командир EG-36 на шлюпе «Сторк» вместе с тремя эсминцами и корветом начали на нее охоту. С помощью гидролокаторов британцы обнаружили лодку и атаковали ее глубинными бомбами. Получив серьезные повреждения, U-131 всплыла и была затоплена своим экипажем.

«Пираты» попытались атаковать конвой в ночь с 17 на 18 декабря, но ни одно судно HG-76 не пострадало. А вот немцы понесли потери, так как корабли Уокера смогли потопить еще одну лодку – U-434. Казалось бы, для британцев все складывалось удачно, но по неизвестным причинам Адмиралтейство отозвало из EG-36 два корвета и два шлюпа. Также конвой покинули два эсминца, так как на одном из них заканчивалось топливо, а другой был поврежден, когда таранил U-434. В результате к вечеру 18 декабря эскорт конвоя уменьшился почти на треть – до одиннадцати кораблей.

Британский шлюп атакует немецкую подлодку глубинными бомбами

Admiralty Official Collection/Wikimedia Commons

19 декабря стало для британцев первым днем потерь. Рано утром погиб единственный оставшийся в группе Уокера эсминец – «Стенли». Однако торпедировавший его командир подводной лодки U-574 Дитрих Генгельбах недолго наслаждался своей победой. Уокер на «Сторке» привел к месту происшествия несколько корветов, нашедших подлодку с помощью гидролокатора и сбросивших на нее 15 глубинных бомб. Получившая повреждения U-574 всплыла на поверхность. «Сторк» догнал ее, протаранил и потопил.

В то время как корабли Уокера были заняты спасением выживших с U-574 и «Стэнли», Шольц атаковал ордер конвоя, выпустив свои последние торпеды. Ему удалось повредить одно из судов, позже добитое самими британцами.

Ваша цель – авианосец!

19 декабря «Кондоры» вновь показались в небе над HG-76. На этот раз истребители «Одесити» устроили им теплый прием, сбив два немецких самолета. Тем временем Дениц направил «Пиратам» подкрепление из нескольких субмарин, включая U-567 Эндрасса. Несмотря на ухудшающуюся погоду, поредевшая «волчья стая» продолжала попытки атаковать конвой. Но пилоты «Одесити» мешали «серым волкам» добиться результата. Поэтому 21 декабря Дениц, решив, что успеха субмаринам не удается добиться из-за авианосца, рекомендовал «Пиратам» постараться потопить в первую очередь именно «Одесити».

Тем временем Адмиралтейство сообщило Уокеру, что HG-76 преследует шесть подлодок. Тогда вечером 21-го Уокер приказал четырем кораблям ПЛО провести имитационный бой позади конвоя, используя осветительные снаряды, ракеты и глубинные бомбы, чтобы отвлечь внимание «волчьей стаи». Задумка оказалась неудачной. Когда одно из торговых судов начало пускать ракеты, в их свете теперь уже слабо освещенный конвой стал хорошо виден. Хуже того – немцы заметили в темноте «Одесити», шедший рядом с его ордером.

Энгельберт Эндрасс

Wikimedia Commons

Воспользовавшись этим, Эндрасс тут же напал на конвой, потопив одно из судов. Следующий удар нанесла U-751 Герхарда Бигалька. Обнаружив авианосец, она поразила его тремя торпедами. Атака Бигалька стала катастрофой для британцев – «Одесити» затонул, на нем погибли 73 человека, спаслись 225.

Правда, эту победу немцам омрачила гибель Эндрасса, чья лодка вскоре была потоплена глубинными бомбами шлюпа «Дептфорд».

Любопытно, что Дениц долго не мог поверить, что непобедимого подводного аса больше нет, хотя на неоднократные запросы сообщить свое положение Эндрасс не отвечал. Когда наконец было признано, что U-567 потеряна, Дениц скрывал эту новость в течение нескольких недель.

Победа в сражении, но не в войне

22 декабря командующий Дениц запросил отчеты с лодок «Пиратов». Донесения их командиров выглядели удручающе. За несколько дней сражения с HG-76 они торпедировали три (на самом деле два) судна и авианосец.

Гибель «Стенли» осталась для немцев неизвестной. За эти успехи «волчья стая» заплатила потерей четырех лодок. Такой результат разочаровал Деница, и он приказал прекратить преследование конвоя.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Через неделю HG-76 пришел в Ливерпуль. Адмиралтейство щедро наградило командира EG-36 Уокера и его подчиненных. Им удалось не только уничтожить четыре немецких субмарины, но и доставить в Великобританию тридцать из тридцати двух торговых судов. Это была блестящая победа британских противолодочников и сокрушительное поражение «серых волков».

Правда, успех Уокера в 1941-м можно счесть исключением из правил. Далеко не все командиры британских эскортных групп тогда были столь же удачливы. Чтобы победить «волчьи стаи» в Атлантике, союзникам потребовалось еще два года.

Самое читаемое
Exit mobile version