Советскому, а после развала СССР – российскому ОПК Индия в немалой степени обязана и созданием собственного подводного флота. В 1965 году был подписан контракт на поставку дизель-электрических подводных лодок проекта И-641 (по классификации НАТО – «Фокстрот»). Строительство велось на ленинградских верфях. 8 декабря 1967 года заказчику была передана первая субмарина S23. Всего в 1967–1974 годах индийские ВМС получили 8 лодок проектов И-641 и И-641К. Боевое крещение субмарины получили в ходе индо-пакистанской войны 1971 года (3–17 декабря). Перед индийскими «Фокстротами» стояла задача блокировать пакистанские порты – два в Аравийском море, два – в Бенгальском заливе. Уже через час после начала боевых действий одна из И-641 потопила транспорт противника. 8 декабря на подходах к военно-морской базе Карачи индийские подводные лодки безуспешно атаковали три пакистанских эскадренных миноносца, одна из лодок получила повреждения.
Если первая лодка И-641 проходила средний ремонт во Владивостоке, то в дальнейшем эти работы выполнялись не только в СССР, но и в Индии – на построенном с помощью советских специалистов судоремонтном заводе в Вишакхапатнаме. Так что можно считать, что программа «Делай в Индии!» применительно к ВМС начала работать несколько десятилетий назад. Индийские подводники и ремонтники испытывали большие трудности из-за длительных задержек с поставками запчастей из СССР и ограниченного срока службы аккумуляторных батарей советского производства. Пришлось «каннибализировать» часть субмарин, превратив одни в источник запасных частей для других. Кроме того, было локализовано производство аккумуляторных батарей по лицензии шведской фирмы «Тудор». Как бы то ни было, лодки проекта И-641 оставались в строю индийских ВМС 36 лет. Последний «Фокстрот», S26, был списан 9 декабря 2010 года. Заслуги этих субмарин в Индии, можно сказать, увековечены: S20 в 2004 году превратили в музей.
Дизель-электрическая подводная лодка проекта И-641, превращенная в музей
Indian navy/FlickrСледующим этапом развития индийского подводного флота стали строившиеся в СССР и России субмарины проекта 877ЭКМ (ЭКМ – экспортный коммерческий модернизированный) – знаменитые «варшавянки». В ВМС Индии они известны как тип «Синдугош», по названию головной лодки. Коммерческое предложение было сделано в феврале 1981 года, когда индийцы уже вели переговоры с немецкой фирмой HDW о строительстве четырех лодок типа 209/1500. Две должны были быть построены в Германии, остальные – по лицензии в Индии. Контракт немцы выполнили в период с 1986 по 1994 годы.
Однако свой кусок пирога получил и СССР. Индийские специалисты, сравнив характеристики германских и советских субмарин, признали их практически равноценными. В 1984, 1987 и 1988 годах Дели и Москва подписали соглашения на строительство лодок проекта 877ЭКМ. Всего в 1986–2000 годах было построено 10 «варшавянок» для индийских ВМС. Причем последняя субмарина – по модифицированному проекту 08773. Она была оснащена комплексом Club-S (экспортный вариант комплекса «Калибр-ПЛ»), разработанным ОКБ «Новатор». Интересный факт: в то время крылатые ракеты «Калибр-ПЛ» на вооружении отечественного ВМФ еще не стояли.
После 2000 года в ходе среднего ремонта, проводимого на российских предприятиях, остальные индийские «варшавянки» тоже получили на вооружение комплекс Club-S. В качестве пусковой установки комплекса используются 533-миллиметровые торпедные аппараты. Могут применяться три типа ракет: противокорабельные, противолодочные и для стрельбы по наземным целям. Радиус действия – от 50 до 275 км. Боезапас лодки состоит из четырех крылатых ракет.
14 августа 2013 года на борту S63, стоявшей у причальной стенки, после двух взрывов возник пожар. Лодка затонула. Жертвами катастрофы стали 18 моряков. Субмарину подняли, но восстанавливать не стали. В настоящее время у индийского флота в строю остается восемь «варшавянок».
Напряженные отношения с ближайшими соседями – Пакистаном и Китаем, помноженные на амбиции стать региональным лидером, подвигли Индию стать ядерной державой. 18 мая 1974 года было произведено первое испытание индийского ядерного оружия, чему способствовало сотрудничество с Великобританией, Канадой и США в области мирного атома. А вот работы над проектом собственной атомной подводной лодки (АПЛ) затянулись, хотя первые попытки были предприняты еще в 1967-м.
Во время визита в Индию в апреле 1981 года маршал Николай Огарков предложил создать двухлетнюю программу подготовки в СССР индийских экипажей с последующей передачей АПЛ в аренду на 5 лет. В дальнейшем не исключалась возможность продажи лодки, а также содействие в постройке собственной в Индии. Соглашение было подписано, и в 1982–1986 годах индийские подводники прошли подготовку на борту намеченной к аренде АПЛ в учебном центре на территории базы подводных лодок в районе Владивостока. Одновременно в Вишакхапатнаме по советскому проекту строились специальный причал для атомарины с 60-тонным подъемным краном, крытый док-эллинг и мастерские.
Для передачи в аренду выбрали АПЛ второго поколения К-43 проекта 670 «Скат». К-43 была головной лодкой серии – заложена 9 мая 1964 года, сдана ВМФ 6 ноября 1967 года. Ее главное оружие – крылатые противокорабельные ракеты «Аметист» (8 пусковых установок) с дальностью полета 80 км, боеголовкой с 500 кг взрывчатого вещества или ядерным зарядом. Кроме того, 4 торпедных аппарата калибра 533-мм с боекомплектом 12 торпед и два 400-миллиметровых ТА с четырьмя торпедами. Взамен торпед можно было принять до 26 морских мин.
Подводная лодка проекта 670 "Скат"
wikimedia commonsПредварительно лодка прошла ремонт, модернизацию и переоборудование на заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Соглашение о передаче в аренду на три года К-43 было подписано 24 августа 1987 года, и 5 января 1988 года в бухте Малый Улисс лодка была официально передана индийскому экипажу. В ВМС Индии она получила название S71 «Чакра». 3 февраля АПЛ прибыла в ВМБ Вишакхапатнам.
Вместе с лодкой в Индию в качестве инструкторов отправились с семьями и 30 офицеров и мичманов Тихоокеанского и Северного флотов и два военных переводчика. По условиям контракта, на «Чакре» как в море, так и в базе круглосуточно несли вахту в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на посту управления главной энергетической установкой советские инструкторы. Они же обслуживали и ядерный реактор корабля – индийцы к этому не допускались.
«Чакра» интенсивно эксплуатировалась индийскими ВМС. На ней ковались кадры: восемь офицеров, служивших на АПЛ, впоследствии стали адмиралами. Под индийским флагом лодка прошла более 72 тыс. миль, ядерный реактор отработал 430 суток, было выполнено пять ракетных стрельб и 42 торпедные. Не обошлось без аварий, наиболее серьезными из которых были возгорание главного распределительного щита и электрооборудования в результате разрыва трубопровода забортной воды, а также ЧП с ядерным реактором. В обоих случаях это сопровождалось срабатыванием защиты реактора, потерей электропитания и провалом лодки на опасную глубину. Благодаря умелым действиям советских инструкторов и индийских моряков лодке удавалось всплыть и своим ходом вернуться в базу.
Договор об аренде «Чакры» истек 5 января 1991 года. Индийское руководство неоднократно предлагало продлить его, но советская сторона отказалась. К-43 вернулась во Владивосток, но под родным флагом служила недолго – в июле 1992 года она была выведена из боевого состава флота, а в 2007 года утилизирована.
Следующим этапом индийской атомной подводной программы стала аренда у России АПЛ третьего поколения проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО – «Акула»). Эти подлодки имели на вооружении четыре 650-миллиметровых (боезапас 12 торпед) и четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата (28 торпед). На атомаринах для Индии вместо 650-мм решили устанавливать 533-мм торпедные аппараты. Скорость подводного хода составляла 33,5 узла, рабочая глубина погружения – 520 метров. Причем шумность этих лодок не превышала шумности американских АПЛ. «Щуки» были оснащены новейшими системами гидроакустики и имели высокую степень автоматизации, что позволило сократить экипаж.
В октябре 2000 года было подписано соглашение о достройке и передаче Индии в аренду на 10 лет лодки К-152 «Нерпа». Первоначально переговоры велись о передаче двух однотипных АПЛ, но в итоге ограничились одной. К-152 была заложена в 1993 году в Комсомольске-на-Амуре на заводе №199 имени Ленинского комсомола (ныне – Амурский судостроительный завод). На момент подписания контракта техническая готовность корабля составляла 86,5%. Индия заплатила в $650 млн, а лизинговые платежи составляли $25 млн в год.
В 2004 году достройка «Нерпы» по проекту 971И продолжилась, при этом по требованию заказчика в состав вооружения включили комплекс Club S. Первоначально окончание строительства намечалось на август 2007 года, но сроки выдержать не удалось. Индийский экипаж принял лодку, снова названную «Чакрой», только 23 января 2012 года. 31 марта АПЛ прибыла в Вишакхапатнам, где 4 апреля официально вошла в состав Восточного командования индийского флота.
Экипаж второй «Чакры» уже был полностью индийским. Первые годы службы лодка эксплуатировалась весьма интенсивно. Этому в немалой степени способствовало оперативное устранение российской стороной всех неполадок согласно условиям пятилетней гарантии. В 2017 году на подходе к Вишакхапатнаме «Чакра» по не названным индийским командованием причинам получила серьезные повреждения обтекателя носовой антенны гидроакустической станции, потребовавшие его замены.
В июне 2021-го появилась информация, что Индия решила прекратить аренду «Чакры» – почти на семь месяцев раньше срока. Это обойдется ей не менее чем в $1,5 млн. Скорее всего, решение вызвано неудовлетворительным техническим состоянием АПЛ, которая не прошла положенного каждые 6 лет среднего ремонта.
Однако свято место пусто не бывает. К 2025 году Индии должна быть передана третья «Чакра». Затраты на 10-летнюю аренду составят около $3,2 млрд. Среди претендентов – построенные в 1990 году АПЛ проекта 971 К-391 «Братск» и К-331 «Магадан». Обе лодки уже несколько лет стоят в ремонте.
Опыт эксплуатации первых двух «Чакр», несомненно, сыграл ключевую роль в создании индийской вооруженной баллистическими ракетами атомной подводной лодки S73 «Арихант», вступившей в строй в 2016 году. Неслучайно на церемонии спуска на воду в 2009 году премьер-министр Индии Сингх искренне поблагодарил русских друзей за помощь.