Профиль

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

В 1945 году после капитуляции Германии закончилась и битва за Атлантику, ставшая одним из самых масштабных сражений в морской истории. В ходе этого противостояния силы стран Оси пытались оспорить морское господство Великобритании и ее союзников по антигитлеровской коалиции и установить блокаду Британских островов, опираясь в первую очередь на возможности немецких подлодок. К окончанию войны британские противолодочные силы находились на пике своего могущества. В их распоряжении были тысячи самолетов и кораблей, способных уничтожать субмарины и защищать от их нападений конвои. Этому способствовали и современные средства вооружения и обнаружения: противолодочные самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы с усовершенствованной взрывчаткой – торпексом, реактивные бомбометы «Хеджхог» и «Скуид», а также усовершенствованные сонары и радары.

©Mary Evans / Vostock Photo

Однако в начале войны британская противолодочная оборона (ПЛО) находилась в достаточно жалком состоянии. Несмотря на ужасный опыт подводной войны в Первую мировую, Великобритания умудрилась не подготовиться к новым боям с субмаринами. Подводники кайзера в свое время крайне ловко наносили тяжелые удары судоходству Антанты и нейтральных стран. С 1914‑го по 1918 год они отправили на дно 4837 судов общим тоннажем свыше 11 миллионов брутто-регистровых тонн. Но, как оказалось, эти потери мало чему научили правительство Великобритании и ее адмиралтейство. Пребывая в уверенности, что подобное не повторится, англичане в межвоенный период не озадачились как следует совершенствованием своих средств ПЛО. «Профиль» проанализировал причины неудач британских противолодочников в первые годы Второй мировой.

Долой субмарины!

После окончания войны союзники по Антанте попытались упрочить мир путем заключения договоров. Вновь начались разговоры о разоружении. В практическую плоскость их удалось перевести в сфере морских вооружений – наиболее затратных для таких морских держав, как Великобритания, США и Япония. Участники Вашингтонской конференции (1921–1922 годы) условились о существенном сокращении своих ВМС. Кроме того, Лондон ратовал за снятие с вооружения подводных лодок и запрет их строительства, но поддержки не нашел. Ему удалось лишь добиться установки лимита общего тоннажа подлодок для каждой страны. К примеру, в английском и американском флотах он составил 90 000 т, для остальных стран-участниц по 45 000 т.

Англичане не оставили попыток запретить субмарины. Но и на конференциях в Женеве и Лондоне их ждала неудача. Тем не менее на Лондонской конференции 1930 года были выработаны жесткие правила действий подлодок против торговых судов. Согласно 22‑й статье Лондонского договора, субмарины могли действовать, только руководствуясь международным правом. Им запрещалось топить торговые суда без остановки и досмотра, не обеспечив безопасность их командам и пассажирам (спасательные шлюпки безопасным местом не считались). Исключения были сделаны лишь для конвоев или в случае, если торговое судно отказывалось останавливаться, чем препятствовало досмотру.

После принятия этих правил Великобритания успокоилась, решив, что ужасы подводной войны остались в прошлом. Вера англичан в силу договора была столь велика, что в 1935 году Лондон и Берлин заключили соглашение, позволявшее Гитлеру официально включить в состав флота подлодки, общий тоннаж которых, впрочем, жестко лимитировался уровнем 45% от тоннажа британского подплава. Таким образом, Великобритания сама позволила Германии нарушить условия Версальского договора, в принципе запрещавшего немцам иметь любые субмарины.

«Владычица морей» Британия на удивление плохо подготовилась к подводному противостоянию с Германией. Ситуация улучшилась лишь на рубеже 1941–1942 годов. На фото: машинное отделение британской субмарины

Print Collector / Vostock photo

Невыученный урок

Полагая, что новой подводной войны опасаться не стоит, а заодно экономя таявший в условиях мирового кризиса и общего ослабления империи военный бюджет, Великобритания не слишком стремилась развивать ПЛО. И это вполне соответствовало концепции разоружения, повлекшей за собой сокращение средств, выделяемых на развитие флота. Впрочем, нельзя сказать, что англичане вообще ничего не делали. Но сделанного было явно недостаточно, чтобы в случае войны защитить морские коммуникации от подводной угрозы. Рассмотрим подробнее противолодочное вооружение и средства, которыми обладала Великобритания к началу Второй мировой.

Противолодочные корабли

Во время Первой мировой британский флот имел сотни эсминцев, но к середине 1920‑х от большинства из них мало что осталось. В 1927‑м адмиралтейство начало строительство современных кораблей, получив к 1939‑му 109 новых эсминцев. Но часть из них была передана Канаде или переделана в минзаги, что сократило общее число эсминцев до 91 единицы. Британский флот имел также около 60 устаревших кораблей этого класса. В итоге к началу войны в его составе было чуть больше полутора сотен эсминцев, разбросанных по всему земному шару. Большинство из них не предназначалось для защиты судоходства и сопровождения конвоев, так как современные корабли были нужны для охраны линкоров и авианосцев, разведки и других задач.

Несколько скрашивали ситуацию шлюпы – так классифицировались специализированные эскортные суда. Кораблей этого класса у англичан было около 30. Вместе с частью старых эсминцев шлюпы должны были составить основу эскортных сил океанских конвоев. Таким образом, на эту задачу британский флот мог выделить не более полусотни военных кораблей. Охрана же каботажного судоходства становилась задачей мобилизованных траулеров, оснащавшихся пушками и глубинными бомбами. В адмиралтействе понимали, что в случае войны этих сил не хватит для обеспечения безопасности британского судоходства. При этом страна критически зависела от импорта по морю. Поэтому в 1939‑м на верфях строились более 70 кораблей: эскортные миноносцы типа «Хант» и корветы типа «Флауэр». Первые предназначались для эскортирования конвоев в океане, вторые – для охраны прибрежного судоходства. Но к началу войны строительство и тех, и других было еще далеко от завершения.

Иначе говоря, ВМС Великобритании обладали лишь минимумом противолодочных кораблей для защиты судоходства от нападения субмарин. Но может быть, им могли помочь Королевские военно-воздушные силы?

Английские пилоты на борту авианосца

Print Collector / Vostock photo
Противолодочная авиация

Во время Первой мировой только одна немецкая подлодка была уничтожена с воздуха, тем не менее британские военно-морские специалисты оценили перспективы создания противолодочной авиации. Но на практике сделано было мало. В результате реформ 1936 года Королевские ВВС были разделены на командования: бомбардировочное, истребительное и береговое. В задачи последнего входила борьба с подлодками. К сентябрю 1939‑го береговое командование имело в своем подчинении три сотни самолетов. Однако лишь три эскадрильи были укомплектованы современными машинами: две эскадрильи летающих лодок «Шорт Сандерленд» и одна – бомбардировщиков «Хадсон».

Несмотря на бытовавшее мнение, что береговое командование способно эффективно выполнять функции противолодочной обороны, в реальности все оказалось иначе. После начала войны выяснилось, что подготовка была совершенно недостаточной, и это неудивительно, если учесть, что развитие этого направления замыкало список приоритетных задач министерства авиации. Современных самолетов не хватало, они не были оснащены средствами обнаружения субмарин и подходящим оружием для атаки на них. Летчики берегового командования были плохо подготовлены для выполнения задач. Не лучшим образом обстояло дело и с авиацией корабельного базирования.

Адмиралтейство полагало, что авианосные группы станут грозным противником для подлодок. Предполагалось, что авианосец, сопровождаемый современными эсминцами, способен контролировать огромную территорию: его самолеты могут обнаруживать и атаковать субмарины или сообщать о них эсминцам, наводя на цель. Однако из шести находившихся в строю авианосцев Королевского флота лишь один был современным, а палубная авиация состояла всего из 175 самолетов: 150 старых бипланов‑торпедоносцев и 25 новых пикировщиков. Основной упор в подготовке ее летчиков делался на атаки больших надводных кораблей, а не на поиск и уничтожение подлодок.

Субмарины

В годы Первой мировой английские субмарины успешно охотились на немецкие подлодки, поэтому адмиралтейство рассчитывало в случае новой войны использовать их в противолодочных патрулированиях в Северном море. Но, как и в других случаях, здесь дела обстояли не лучшим образом. В 1919 году британский флот имел 122 подлодки. В межвоенное время их количество сократилось до 57, из которых лишь 18 находились в метрополии. Как и палубных летчиков, подводников готовили в первую очередь к атакам крупных кораблей. Поэтому они хорошо освоили полный носовой залп (6–8 торпед веером), а вот стрельбы меньшим числом торпед практически ими не отрабатывались. Адмиралтейство не расценивало вражескую подлодку как крупную цель и разрешало тратить на нее только 2–4 торпеды, при этом приемы стрельбы малым числом торпед сильно отличались и требовали отдельной подготовки.

Чем искать, и как топить?

Создание в Великобритании гидролокатора «Асдик» стало настоящим прорывом в ПЛО. С его помощью корабль впервые получил возможность обнаружить субмарину под водой. Но обслуживание прибора требовало от операторов хорошей подготовки, которую до войны получили не все. Адмиралтейству удалось оборудовать до войны «Асдиками» 185 кораблей, 100 из которых были современными эсминцами. Оставшаяся часть пришлась на долю шлюпов, траулеров и устаревших эсминцев, выделенных для конвоев. Однако возможности этого чудо-прибора нивелировались несовершенством глубинных бомб.

Главным противолодочным оружием британцев была «бочка» – глубинная бомба характерной формы, скатываемая с направляющих в кормовой части корабля. Со времен Первой мировой она «потолстела», увеличив заряд со 140 до 230 кг ТNT, но на этом ее эволюция завершилась. «Бочка» не могла быстро достичь нужной глубины и места взрыва при сбросе с кормы корабля. Несмотря на внушительное количество взрывчатки, «бочка» не была панацеей в борьбе с подлодками. Их корпус был настолько прочен, что ущерб ему мог нанести лишь взрыв в 3–6 м от субмарины. Так как лодка уклонялась движением после каждого сброса «бочек», достичь такого результата получалось очень редко. Сами же англичане долго пребывали в заблуждении, что субмарину уничтожает разрыв бомбы в 20 м от нее. До войны они также не додумались изменить корпус глубинной бомбы для ускорения ее погружения, снабдить более мощным ВВ и создать для нее бомбометы.

Еще хуже дело обстояло с вооружением противолодочных самолетов. Для них создали авиабомбы со взрывателем-вертушкой, которыми они должны были атаковать субмарины в надводном положении или во время погружения. Но проку от этого оружия было мало, поскольку точно попасть такой бомбой в подлодку удалось бы лишь при невероятной удаче. Попытки же сбрасывать с самолетов «бочки» также не давали результата. Не имея стабилизаторов и аэродинамической формы, они летели по непредсказуемой траектории, а при ударе о воду часто раскалывались. В результате британские пилоты предпочитали вылетать на противолодочное патрулирование с обычными авиабомбами. Созданием же специальных авиационных глубинных бомб до войны в Великобритании никто не занимался.

Нечто подобное происходило и со средствами обнаружения подлодок в надводном положении. Лишь с середины 1930‑х Великобритания начала активно разрабатывать радарное оборудование. Еще до начала войны ее ученым удалось создать прибор для самолетов и кораблей, но он был далек от идеала. В результате авиационные и корабельные радары мало помогали в поиске подлодок – им не хватало мощности, чтобы находить цели такого размера. Эти приборы требовали усовершенствования, но до войны основные силы были брошены на создание сети береговых радиолокационных станций, нужных для наводки истребителей на вражеские бомбардировщики, атакующие цели на островах.

Гибель авианосца «Корейджес», потопленного немецкой подлодкой в 1939 году, стала настоящим шоком для Британии. Вместе с кораблем погибли 518 моряков

Shutterstock / Fotodom

Не было счастья, да несчастье помогло

Резюмируя, можно констатировать: Великобритания была плохо готова к защите своих коммуникаций и судоходства от нападений подлодок. Великая морская держава полагала, что кошмар подводной войны не повторится, и не совершенствовала средства ПЛО. Лондон позволил Германии иметь подводные лодки, запрещенные Версальским договором. Убежденные в невозможности реванша, англичане даже не обратили внимания на публикацию книги командующего подводными силами Рейха Карла Деница, где тот выступал за тоннажную войну и доказывал возможность эффективных действий лодок в британских водах в условиях противодействия.

Гром грянул, когда после начала войны немецкие подводники наглядно указали англичанам на их ошибки. Десятки потопленных торговых судов, гибель авианосца «Корейджес», прорыв U‑47 Гюнтера Прина в главную базу британского флота Скапа Флоу в 1939‑м и успехи подлодок Деница в 1940–1941 годах стали плодами этих ошибок. Однако парадоксальным образом Германия сама дала время Великобритании на их исправление. На протяжении двух лет Рейху просто не хватало субмарин, чтобы, воспользовавшись предоставленной англичанами форой, организовать подводную блокаду. Начав войну с 50 боевыми субмаринами, немцы теряли их в боях и смогли выйти на показатель в полусотни подлодок лишь к концу 1941‑го. Кроме того, все это время немецкие торпеды оставляли желать лучшего.

Тем не менее в первые годы войны Германия даже небольшим количеством боеготовых подлодок смогла нанести ряд болезненных ударов по британскому судоходству. Великобритания же могла только обороняться имеющимися у нее силами. Поэтому слова Черчилля о том, что битва за Атлантику для Великобритании по-настоящему началась в 1941–1942 годах, звучат справедливо. До этого времени она лишь могла исправлять ошибки, допущенные до начала войны. Вполне возможно, англичане могли бы избежать многих потерь, прояви Лондон прозорливость и предусмотрительность, но учиться пришлось уже во время войны.

Самое читаемое
Exit mobile version