Профиль

Сражение у острова Саво: сокрушительное поражение флота США

9 августа исполняется 80 лет сражению у острова Саво. Итогом этой битвы стало одно из страшнейших поражений, которые когда-либо терпел флот США. В тот день японская крейсерская эскадра почти полностью уничтожила флотилию противника, сама не понеся потерь.

Сражение у острова Саво. Тонущее судно

Американские эсминцы снимают экипаж с тонущего крейсера "Канберра", 9 августа 1942 года

©u.s. navy/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)
Содержание:

Операция «Уотчтауэр»

В 1942 году японцы, желая взять под контроль южную часть Тихого океана, начали захват Меланезии. Они высадились на Новой Гвинее, но затем потерпели неудачу в овладении ее ключевой точкой – Портом-Морсби. Кроме того, японцы десантировались на Соломоновых островах, где создали на острове Тулаги (острова Флорида) базу для гидросамолетов и начали строительство большого аэродрома на острове Гуадалканал, где должны были разместиться более сотни самолетов. Это позволило бы наносить удары по морским коммуникациям союзников. Кроме того, две авиабазы (на Тулаги и Гуадалканале) обеспечили бы прикрытие для главного японского плацдарма в регионе – базе в Рабауле (на острове Новая Британия).

Битва в Коралловом море: как впервые авианосцы встретились в бою

Союзники ответили японцам операцией «Уотчтауэр» – вторжением на южные Соломоновы острова. Эту операцию разработал главком ВМС США адмирал Кинг. Он полагал, что Тулаги станет бастионом, позволяющим оборонять пути из Америки в Австралию, плацдармом для наступления вдоль Соломоновых островов на Рабаул, а также заслоном для дальнейшего продвижения японцев.

Вашингтон приказал начать операцию 2 июля 1942 года. Ее целью были заявлены «захват и оккупация района Новая Британия – Новая Ирландия – Новая Гвинея». Первым этапом операции должна была стать высадка 1 августа на островах Санта Крус и Тулаги. Но 4 июля союзникам стало известно о строительстве японцами аэродрома на Гуадалканале. Эта новость изменила их планы. Они решили выбить японцев с этого острова.

Силы вторжения на Гуадалканал выглядели внушительно. Пятнадцать транспортов с 11 тыс. морских пехотинцев охраняли находившиеся под командованием адмиралов Тернера и Кратчли пять американских и три австралийских крейсера, а также эсминцы. Их движение прикрывало авианосное соединение адмирала Флетчера, состоящее из трех авианосцев.

Морская пехота высадилась на Соломоновых островах ранним утром 7 августа. На Гуадалканале она практически не встретила сопротивления, так как противник отступил в горы. Однако на меньших островах бежать японцам было некуда. На Тулаги и Гавуту они дрались отчаянно, а на Танамбого даже отбили первую попытку высадить десант. Вечером 8 августа морпехи все еще занимались уничтожением снайперов и укреплением своих позиций на этих островах.

Американская морская пехота высаживается на Гуадалканал, 7 августа 1942 года

U.S. Marine Corps/Wikimedia Commons

Упорное сопротивление японцев помешало союзникам завершить операцию за один день, как планировалось. Кроме того, выгрузка с транспортов была задержана тремя воздушными налетами 7–8 августа. Это проволочка имела серьезные последствия, так как вечером 8 августа авианосцы «Уосп», «Саратога» и «Энтерпрайз», обеспечивавшие поддержку с воздуха, ушли. У них оставалось мало топлива, и они потеряли часть своих истребителей. Поэтому командование почло за лучшее вывести авианосцы из района, где работали японские ВВС.

Империя наносит ответный удар

Утром 7 августа в Рабауле узнали об американских десантах. Командующий 8-м флотом адмирал Микава отправил на Гуадалканал транспорты с войсками, но они вернулись обратно после нападения американской подлодки. Тогда Микава сам вышел из Рабаула с эсминцем, одним тяжелым и двумя легкими крейсерами, чтобы атаковать противника у Гуадалканала. По пути к этой флотилии присоединились еще четыре тяжелых крейсера.

Японский адмирал Г. Микава

U.S. Navy/Wikimedia Commons

План Микавы был прост. Он хотел начать атаку около полуночи 9 августа, рассчитывая на то, что внезапность вкупе с подготовкой его моряков к бою в темноте станут залогом победы. Микава отправил на разведку бортовые корабельные гидросамолеты, вскоре доложившие: у Гуадалканала и Тулаги находятся линкор, шесть крейсеров, эсминцы и транспорты. В 16:40 восьмого августа адмирал сообщил своей эскадре, что бой начнется с торпедного удара по кораблям на якорной стоянке у Гуадалканала, затем враг будет атакован у Тулаги, после чего японские силы уйдут обратно на север.

Американская разведка меж тем опростоволосилась, не сумев выявить ни планы японцев, ни состав их эскадры. Тернер и Кратчли получили сообщение, что в 300 милях от Гуадалканала находятся три вражеских крейсера, три эсминца и две канонерки или плавбазы гидросамолетов. Адмиралы решили, что в таком составе враг не решится на ночной артиллерийский бой, предпочтя ему дневную атаку гидросамолетами.

И все же Тернер и Кратчли приняли меры для охраны транспортов. Гуадалканал отделял от островов Флориды широкий пролив. Его южный вход охраняли два легких крейсера и эсминцы. Северный же вход в пролив разделялся на два рукава островом Саво. Так как японцы могли нагрянуть именно туда, для прикрытия обоих рукавов были сформированы два отряда тяжелых крейсеров. Американские «Винсенс», «Куинси» и «Астория» должны были патрулировать район к северу от Саво. Австралийские «Австралия», «Канберра» и американский «Чикаго» – к югу от него. Правда, перед нападением в южном отряде осталось лишь два крейсера, поскольку Кратчли на «Австралии» отправился к транспортам у Гуадалканала на совещание с Тернером.

Четких инструкций командиры крейсеров не получили. Указания Кратчли сводились к тому, что в случае ночной атаки каждая группа крейсеров должна действовать независимо, поддерживая друг друга по мере необходимости. Это оказалось ошибкой, позволившей японцам бить их по одному.

Бой у острова Саво

Ночь на 9 августа была безлунной и дождливой. Подойдя к Саво перед полуночью, Микава вновь отправил на разведку бортовые гидросамолеты. Те доложили, что у Гуадалканала и Тулаги стоят транспорты, но между ними и Саво замечены крейсеры. Тогда адмирал решил атаковать вражеские корабли у Гуадалканала и Тулаги, молниеносно разбить их и быстро отойти, чтобы к рассвету быть вне радиуса действия американских авианосцев.

Битва авианосцев: как американцы разгромили японцев при Мидуэе

Микава вошел в пролив южнее Саво, ведя свои корабли кильватерной колонной, возглавляемой тяжелым крейсером «Текай». Их вооружение состояло из 62 торпедных аппаратов, 34 восьмидюймовых орудий, десяти 5,5-дюймовых орудий и еще 27 пушек меньшего калибра. Перед входом в пролив и уже войдя в него, японцы несколько раз натыкались на дозорные американские эсминцы. Но те их не заметили, а корабли Микавы не стали открывать огонь, чтобы не демаскировать себя.

В 01:36 японская эскадра заметила южный отряд крейсеров. Микава приказал атаковать его торпедами и затем начать обстрел. В это время один из американских эсминцев все же обнаружил японцев и поднял тревогу. Но было уже слишком поздно. Японский гидросамолет осветил «Канберру» и «Чикаго» ракетами, сделав их прекрасными мишенями. «Канберра» получил две торпеды и более 20 попаданий снарядами разного калибра. Он лишился электроэнергии и вышел из строя, объятый пламенем. У «Чикаго» одна из торпед снесла кусок носа. Но других серьезных повреждений крейсер не получил, так как японцы не стали добивать его, быстро повернув на север.

Покончив с южным отрядом крейсеров, Микава атаковал северный. К этому моменту японская колонна невольно разбилась на две группы из-за неудачного маневра в темноте. Но это не повлияло на боеспособность японцев. Их нападение на северный отряд также получилось внезапным, поскольку разница во времени между ним и началом боя южнее Саво была минимальной.

Первым от японского артиллерийского огня пострадал крейсер «Астория», который также первым открыл огонь по врагу. Дальнейший бой историки называют «свалкой», поскольку в его деталях разобраться сложно. Ясно одно – во время боя японцы нанесли торпедами и снарядами трем американским крейсерам тяжелейшие повреждения. Первым в 02:35 на дно пошел «Куинси», а спустя 15 минут затонул «Винсенс». Незадолго до их гибели Микава прекратил бой, уведя корабли в Рабаул.

Горящий крейсер "Куинси", ночь на 9 августа 1942 года

U.S. Navy/Wikimedia Commons

Но этим потери союзников не исчерпались. Не имея возможности спасти «Канберру», Тернер приказал затопить ее в 06:30 девятого августа. «Астория» же продержалась на плаву до полудня, после чего затонула. Японцы в том бою не потеряли ни одного корабля. Правда, победа у Саво не прошла для них безнаказанно – по пути на базу крейсер «Како» был потоплен американской подлодкой.

Виновата неожиданность

Кампания на Гуадалканале была одной из самых трудных во Второй мировой войне. Сначала в ней для американских войск все складывалось хорошо. Но вскоре битва за этот тихоокеанский остров переросла в шестимесячное противоборство, участники которого вкладывали в борьбу все больше и больше сил. Ключом ко всей кампании служил контроль над морскими подходами к Гуадалканалу. Первым из многих японских вызовов американской морской мощи стал бой у острова Саво – одно из тяжелейших поражений, когда-либо понесенных ВМС США.

Правительство до 12 октября 1942 года скрывало от общественности результат этого побоища. Катастрофа у Саво шокировала американцев. Была создана комиссия для расследования причин поражения и определения виновных. Но причин оказалось так много, что председатель комиссии адмирал Хенберн сделал вывод: главная из них – «полная неожиданность, достигнутая врагом». Адмирал Кинг в общем согласился с этим и решил, что виновных в разгроме столь много, что наказывать кого-то одного будет несправедливо. Итог этой трагедии подвел ее участник Кратчли: «необходимо признать, что у нас было достаточно сил, чтобы отразить надводную атаку, но когда она произошла, мы оказались разбиты».

Самое читаемое
Exit mobile version