Профиль

Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция

Первая мировая война стала временем эволюции морского оружия. Участники этого конфликта выводили против друг друга эскадры мощных линкоров-дредноутов. Казалось, эти стальные гиганты не имеют себе равных. Однако когда на арену морских сражений вышла субмарина, она быстро зарекомендовала себя грозной силой, способной влиять на действия надводных флотов. 19 августа исполняется 105 лет атаке английской подлодкой немецкого дредноута «Мольтке», поставившей под сомнение успех целой операции кайзеровского флота на Балтике. Это яркое событие в морской истории произошло в момент, когда немцы боролись за господство в Рижском заливе с русскими и английскими военно-морскими силами.

Немецкий линейный крейсер "Мольтке"

©Wikipedia

Новое морское оружие

Русско-японская война показала, насколько важно совершенствовать морские вооружения. Ведущие мировые державы начали модернизировать свои флоты. Тон задавала «владычица морей» Великобритания, где главным апологетом перевооружения стал Первый морской лорд адмирал Джон Фишер. Благодаря его кипучей деятельности был создан новый вид линейного корабля, обладавший хорошим бронированием, высокой скоростью и невиданной в ту пору артиллерийской мощью. Первый линкор такого типа вошел в строй в 1906 году под именем «Дредноут».

Появление этого корабля спровоцировало настоящую гонку вооружений. Ведь «Дредноут» автоматически сделал флоты остальных держав устаревшими, так как их главная сила – броненосец – не мог ему противостоять. Другие страны начали разработку и строительство нового типа линкоров, именуемых дредноутами, в честь детища адмирала Фишера.

Английский линкор «Дредноут»

Wikipedia

Но Первый морской лорд вынашивал и другие планы. Он прозорливо решил, что ставку надо делать на развитие кораблей с торпедным вооружением, включая субмарины. Добиться того, чтобы в состав английского флота вошли подлодки, стоило Фишеру больших усилий. Ведь Адмиралтейство считало их подлым и «чертовски небританским» оружием, приравнивая экипажи субмарин к пиратам. Но Фишер добился своего, и к началу Первой мировой Великобритания обзавелась подводными силами.

Тем временем в Германии Альфред фон Тирпиц при поддержке кайзера занимался созданием флота, способного бросить вызов английскому. В результате к началу Первой мировой Германия обладала военно-морскими силами, хоть и уступавшими в численности английским, но достаточно мощными, чтобы представлять им угрозу. В составе кайзеровского флота, как и в британском, были и дредноуты, и подводные лодки. А начавшаяся война стала временем их соперничества за господство на море.

Угроза из-под воды

Первая схватка дредноута и субмарины произошла в самом начале мирового конфликта. Ее участниками стали немецкая U-15 и английские линкоры «Аякс», «Орион» и «Монарх». 8 августа подлодка провела неудачную атаку у острова Фэр-Айл в Северном море. В тот же вечер она сама чуть не стала жертвой англичан, когда линейные корабли «Айрон Дьюк» и «Дредноут» попытались ее протаранить, заметив над водой перископ. В тот раз U-15 удалось избежать гибели, но лишь для того, чтобы встретить ее буквально на следующий день: 9 августа крейсер «Бирмингем» потопил эту субмарину.

Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами

Уничтожив U-15, англичане решили, что на море им по-прежнему нет равных. Однако пребывать в этой иллюзии им пришлось недолго: 22 сентября U-9 Отто Веддигена играючи отправила на дно три броненосных крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси». За этим последовала целая череда удачных нападений немецких и австрийских подводников, показавшая, насколько линкоры уязвимы для атак субмарин. А 21 декабря 1914 года впервые в истории подлодка нанесла повреждения дредноуту: австрийская U-12 торпедировала французский линкор «Жан Бар». Вскоре случилось и то, чего так опасались сторонники больших артиллерийских кораблей: 1 января 1915 немецкая U-24 потопила в Ла-Манше английский броненосец «Формидейбл».

А что же английские подводники? Впервые подлодки Его Величества провели успешную атаку 13 сентября 1914 года. В тот день субмарина Е-9 Макса Хортона у Гельголанда потопила небольшой немецкий крейсер «Хела». Спустя три недели ее торпеды отправили на дно вражеский миноносец. Но куда более серьезных результатов Хортон и его коллеги добились на Балтике в 1915-м, действуя вместе с русскими морскими силами.

Англичане на Балтике

В начале войны английским подлодкам в Северном море, по большому счету, делать было нечего, так как полигоном для подготовки немецких боевых кораблей служила Балтика. Поэтому британское Адмиралтейство дало добро на переход субмарин из Северного моря в Балтийское. Эту миссию возложили на три лодки типа «Е». Они должны были прорваться через Балтийские проливы, затем искать и атаковать немецкие корабли, проводившие учения, а когда торпеды и топливо будут на исходе, идти в российскую Либаву, которая станет для них базой.

Командиры подводных лодок Е-9 и Е-1 Макс Хортон (слева) и Ноэль Лоуренс (справа)

Wikipedia

Операцию, начавшуюся в середине октября 1914-го, можно назвать удачной лишь частично. Проливы удалось пройти Е-9 Хортона и Е-1 Ноэля Лоуренса. Однако, не добившись успехов в юго-западной Балтике, обе лодки пришли в Либаву. Любопытно, что британское Адмиралтейство не успело согласовать их приход с Россией, поэтому экипажи Лоуренса и Хортона хлебнули различных неудобств в обслуживании лодок и в быту. В ноябре Лондон подчинил их Балтийскому флоту, и англичане продолжили действовать на Балтике с российских баз.

Британские подлодки в Балтийском море стали настоящей головной болью для немцев, что, конечно, играло на руку России. В 1914-м «ешки» совершили 11 походов, пять раз атаковав вражеские корабли. Успешными эти нападения не были, но внимание кайзеровского флота на себя отвлекали. Примечательно, что немцы приняли несколько подрывов своих кораблей на минах за результат атак английских лодок. По этой причине гросс-адмирал Генрих Прусский назвал истребление британских субмарин приоритетом, приравняв уничтожение подлодки к потоплению русского броненосного крейсера.

Дальнейшие результаты действий английских подводников в 1915–1917 годах на Балтике впечатляют. Лодки Лоуренса, Хортона, а также другие субмарины, позже пришедшие тем же путем в Россию, нанесли кайзеровскому флоту немалый урон, потопив два крейсера, два вспомогательных судна и отправив на дно еще 14 пароходов. Но главное их достижение – атака линейного крейсера «Мольтке» во время Ирбенской операции.

Субмарина против дредноута

В конце июля 1915-го немецкий флот намеревался прорваться в Рижский залив. Сделать это было необходимо, чтобы поддержать сухопутные войска, вышедшие к побережью залива и обстреливаемые с моря российскими кораблями. Для этого немцы собрали на Балтике огромные силы – 15 линкоров и броненосцев, три линейных крейсера и множество других кораблей. По плану в Рижский залив должна была прорываться эскадра адмирала Шмидта, а дредноуты адмирала Хиппера – дать бой главным силам русского флота в случае его выхода из Финского залива.

Шмидт выполнил поставленную задачу со второй попытки. Его корабли преодолели минные поля Ирбенского пролива и оттеснили немногочисленные русские морские силы к Моонзунду. Казалось бы, операция удалась. Но, к удивлению русского командования, немцы вскоре ушли из Рижского залива, сочтя свои потери на минах и от атак подлодок чрезмерными.

Английская субмарина Е-1

Wikipedia

Их отступление ускорили действия английской субмарины Е-1. Она атаковала отряд Хиппера утром 19 августа, когда тот прикрывал втягивающиеся в Ирбенский пролив корабли Шмидта. Несмотря на неважную видимость, Лоуренс засек три линейных крейсера, окруженных многочисленными миноносцами. Е-1 подошла к ним на дистанцию «пистолетного выстрела» и выпустила торпеду во флагман Хиппера «Зейдлиц». На дредноуте поняли, что их атакует подлодка, заметив воздушный пузырь после выхода торпеды. Но сделать ничего не смогли, так как та стреляла с 200 метров – практически в упор.

Однако стальная сигара прошла в нескольких метрах за кормой «Зейдлица» и попала в носовую часть «Мольтке», следовавшего за флагманом. По мнению историка Дениса Козлова, англичанам в тот день неимоверно повезло, так как командир Е-1 неверно определил элементы движения цели, атакуя «Зейдлиц». Поэтому поразить флагман Хиппера Лоуренс бы не смог, но удача была на его стороне – прошедшую мимо «Зейдлица» торпеду «поймал» «Мольтке». Таким образом, атака Е-1 представляет собой редкий случай, когда промах превратился в победу.

Стратегический успех

Торпедирование не нанесло дредноуту серьезного вреда. На «Мольтке» оказался затоплен его таранный отсек в носу, а потери экипажа составили лишь восемь человек. Но зато психологический эффект эта атака возымела огромный. Не желавший далее рисковать ценными линейными крейсерами, Хиппер увел свой отряд в Данциг. Весть о повреждении «Мольтке» поколебала уверенность командующего операцией адмирала Шмидта в ее успешном завершении. Уже потерявший два миноносца и осознавший, какую опасность представляют английские лодки, Шмидт свернул операцию. 21 августа 1915-го немецкие корабли оставили Рижский залив, уйдя на свои базы.

Самое читаемое
Exit mobile version