- Необычный проект
- На Запад под прикрытием брезента
- Под звон колоколов и гром артиллерийских салютов
- Конец секретной миссии
Необычный проект
Морская блокада Германии странами Антанты создала множество проблем для немецкой экономики. Ввоз металлов, каучука, медикаментов и других товаров, игравших важную роль не только для предприятий военной промышленности, но и для гражданского населения, был прекращен. Решение, казавшееся единственным выходом, нашлось достаточно быстро.
Для прорыва блокады была построена подводная лодка «Дойчланд», которая предназначалась не для боевых действий, а для транспортировки грузов. Необычную субмарину спроектировал в июне–сентябре 1915 года инженер Рудольф Эрбах. На воду ее спустили 10 апреля следующего года. Всего на верфях в Киле было заложено восемь лодок данного типа под надзором классификационного общества «Германский Ллойд». Предполагалось, что эти корабли будут совершать переходы через Атлантику – в порты США и обратно – в надводном положении. Уходить под воду они должны были только в случае опасности.
Найден немецкий крейсер, чей капитан нанес Британии унизительное поражение
Надводное водоизмещение «Дойчланда» составляло 1575 т. Он мог принять на борт до 750 т груза. Надводная скорость хода, которой лодка могла пройти до 12 000 миль, составляла 10 узлов, подводная – 5,2 узла. Глубина погружения – до 50 м. Экипаж – 29 человек, причем все числились моряками торгового флота. Вооружение отсутствовало. Это позволяло отнести субмарину к коммерческим судам. Так что каких-либо ограничений для захода и нахождения в нейтральных портах, в данном случае американских, не было. Забегая вперед, скажем, что британцы и французы были крайне недовольны классификацией «Дойчланда», но проведенная по требованию послов этих стран 25 июля 1916 года инспекция комиссией Военно-морского министерства США подтвердила: лодка – коммерческое судно.
На Запад под прикрытием брезента
Капитаном подлодки «Дойчланд» был назначен Пауль Кёниг. На тот момент ему было 45 лет. Он долгие годы ходил в море на торговых судах. После начала войны был мобилизован, вскоре получил назначение на должность старшего офицера линкора (бывшего эскадренного броненосца) «Бранденбург». В середине сентября 1915-го Кёниг получил приглашение от Германской океанской судоходной компании принять под командование транспортную субмарину. Можно представить себе состояние человека, никогда ранее не бывавшего на борту подлодки и не имевшего ни малейшего понятия об ее устройстве и управлении. И все же он дал согласие.
Капитан подлодки "Дойчланд" Пауль Кёниг
Gustav Liersh/Wikimedia CommonsЭкипаж прошел подготовку, и 14 июня 1916 года «Дойчланд» покинул Бремен с 163 тоннами концентрированных анилиновых красителей на сумму 60 млн марок, грузом лекарств и тремя мешками дипломатической почты. Курс к берегам США был проложен к северу от Британских островов.
Через несколько суток перехода лодка и ее экипаж оказались в критической ситуации. С наступлением темноты Пауль Кёниг решил всплыть и продолжить плавание в надводном положении, хотя на поверхности бушевал шторм. Почти сразу же между гребнями волн сигнальщик заметил силуэт четырехтрубного миноносца. Последовала команда: «Срочное погружение!»
Уйти на глубину при сильном волнении моря – рискованное предприятие. Сначала лодка упорно не желала уходить под воду, но вдруг резко пошла вниз с дифферентом на нос 36º. В отсеках плохо закрепленные вещи разлетались в беспорядке, моряки валились с ног. В итоге «Дойчланд» воткнулся носом в донный ил и начал раскачиваться подобно маятнику. Что неудивительно: длина лодки – 65 метров, а глубина моря в том месте, согласно карте, составляла 31 метр.
Над волнами торчала изрядная часть корпуса – прекрасная мишень для артиллерии миноносца. К счастью для экипажа, с миноносца лодку не заметили. После ряда манипуляций с балластом субмарину удалось вернуть в нормальное положение.
Выйдя в Атлантику, лодка двигалась в основном в надводном положении, несмотря на частую штормовую погоду, и погружалась только в случае крайней необходимости. Лучше было бы идти под водой: качка «Дойчланда», вызванная ее конструктивными особенностями, заставляла жестоко страдать от морской болезни даже бывалых моряков. Впрочем, в хорошую солнечную погоду было немногим лучше – температура в отсеках достигала 53ºС.
Для маскировки Пауль Кёниг решил преобразить субмарину в небольшое грузовое судно. Из брезента немцы соорудили фальшивую надстройку и дымовую трубу. Для пущей убедительности из трубы в нужный момент валил дым (от горящей промасленной ветоши). На расстоянии иллюзия была полная.
В 23:30 восьмого июля «Дойчланд» вошел и территориальные воды США. Встречавший корабль на входе в Чесапикский залив лоцман был изумлен, поняв, что ему придется проводить в торговый порт кайзеровскую субмарину.
Под звон колоколов и гром артиллерийских салютов
Приход «Дойчланда» в США стал настоящим триумфом. Встречные американские и нейтральные суда приветствовали ее продолжительными звуками тифонов и свистков, еще за несколько часов до захода в порт Балтимор за лодкой пристроились пароходы с журналистами и кинорепортерами на борту.
10 июля субмарина пришвартовалась к причалу порта. Для предупреждения диверсий американские власти предприняли жесткие меры безопасности: со стороны суши причал был огражден рвом и колючей проволокой, со стороны залива – сетями, доходившими до дна.
Место стоянки лодки круглосуточно охранялось кораблями Береговой охраны. Однако американские журналисты получили возможность ознакомиться с устройством «Дойчланда». В одном из номеров журнала Scientific American даже были помещены чертежи судна.
Местные жители встретили экипаж «Дойчланда» дружелюбно. Пауль Кёниг вспоминал: «Однажды в музыкальном зале при появлении двух моих штурманов музыка немедленно умолкла, прожектор был направлен на них, и при общем ликовании оркестр исполнил германский и американский национальные гимны».
Экипаж подводной лодки "Дойчланд"
Alpha Stock/Vostock Photo15 августа 1916-го немецкая субмарина покинула Балтимор и направилась в обратный рейс, имея на борту 350 тонн каучука, 343 тонн никеля, 83 тонны олова и полтонны джута общей стоимостью 17,5 млн марок (стоимость постройки лодки составляла 4 млн марок). По другим сведениям, 17,5 млн марок стоил только груз каучука.
Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция
На границе американских территориальных вод восемь британских кораблей ожидали появления «Дойчланда», но ему удалось благополучно обойти врага. 28 августа подлодка прибыла в Бремерхафен. Протяженность кругового рейса составила 8450 миль, из которых лишь 190 миль лодка прошла в подводном положении.
На родине экипаж встретили как народных героев: под звон церковных колоколов, звуки судовых и фабричных гудков, национального гимна и орудийного салюта. Поступили поздравительные телеграммы от кайзера Вильгельма II, имперского канцлера, президента рейхстага и других высокопоставленных лиц. В продаже появились почтовые открытки с изображениями Пауля Кёнига, «Дойчланда» и ее экипажа.
26 августа 1916-го в США отправилась вторая транспортная подлодка – «Бремен» под командованием Карла Шварцкопфа. До порта назначения она не дошла, пропав без вести на просторах Атлантики. Причины гибели установить не удалось.
Конец секретной миссии
14 октября 1916 года «Дойчланд» с грузом драгоценных камней, ценных бумаг и лекарственных средств стоимостью $140 тыс. долларов, а также дипломатической почтой и открытками, изготовленными в пользу Немецкого Красного Креста, вышла во второй рейс. Через 17 дней она прибыла в порт Нью-Лондон.
Дорога назад оказалась менее удачной. Приняв на борт груз, включая 6,5 тонны серебра в слитках, 17 ноября лодка взяла курс в открытое море. Но на выходе из порта столкнулась с американским буксиром. Буксир затонул, погибло пять членов его экипажа. А «Дойчланду» из-за полученных повреждений пришлось вернуться в Нью-Лондон на ремонт. Через четыре дня он снова вышел в море и 10 октября вернулся на родину. В январе-феврале 1917 года планировался третий рейс, но он не состоялся из-за резкого ухудшения отношений с Соединенными Штатами. 19 апреля США объявили войну Германии.
17 февраля «Дойчланд» передали ВМФ и переоборудовали в боевую подводную лодку U-155. Лодка получила на вооружение два 150-мм орудия и шесть торпедных аппаратов с запасом 18 торпед. Экипаж увеличился до 56 человек. U-155 совершила несколько походов в Атлантику, потопив 42 судна общим тоннажем 121 328 брт. Из последнего похода лодка вернулась в Германию 12 ноября 1918 года. Вскоре она была передана Великобритании по условиям перемирия и выставлялась на обозрение в Лондоне и других городах. В 1921 году корабль продали на металлолом.
Подводная лодка U-155 "Дойчланд". Лондон, 1918 год
Nationaal Archief/Flickr/Wikimedia CommonsПомимо «Дойчланда» и «Бремена» планировалось ввести в строй еще шесть транспортных субмарин. Но после вступления в войну США они достраивались уже как большие крейсерские подлодки. Воевали в целом успешно, действовали в Атлантике, в том числе у побережья США. Так, 2 июня 1918 года U-151 «Ольденбург» в течение нескольких часов потопила у берегов Нью-Джерси шесть американских судов и повредила одно. Подлодке U-157 принадлежит рекорд того времени по длительности автономного плавания – она находилась в боевом походе 139 дней. Две крейсерские лодки в ходе войны погибли – U-154 потопила британская подводная лодка, а U-156 подорвалась на мине. Остальные дожили до конца войны и были затоплены по условиям Версальского договора.
Немецкая подводная лодка "Дойчланд" на выставке в Грейт-Ярмуте, Англия
Alpha Stock/Vostock Photo