Подводные рекорды
Счет успешным торпедным атакам подводных лодок был открыт 5 сентября 1914-го, когда немецкая U-21 потопила британский крейсер «Патфайндер». С того момента субмарины выпустили множество торпед, поразив огромное количество целей. И чем крупнее были последние, тем больше славы их уничтожение приносило подводникам. Поэтому каждый командир подлодки мечтал пустить на дно линкор, авианосец или тяжелый крейсер.
Как американцы обезглавили японский флот, убив адмирала Ямамото
Поскольку в морской истории столь успешных атак было не так уж и много, имена их творцов на слуху. В первую очередь, это американец Джозеф Инрайт, потопивший авианосец «Синано» – самый крупный военный корабль, уничтоженный подлодками, и немец Гюнтер Прин, уничтоживший линкор «Ройал Оук» на главной базе британских ВМС в Скапа-Флоу.
Еще одной категорией высокой результативности считалось поражение нескольких крупных целей одним торпедным залпом. Здесь стоит упомянуть британцев Чарльза Бикфорда и Аластера Марса, торпедировавших разом по два вражеских крейсера каждый. Но еще более выдающегося результата добился командир итальянской субмарины «Аксум» Ренато Ферриньи.
«Аксум» была одной из подлодок «оси», брошенных в бой, чтобы сорвать операцию «Пьедестал», в рамках которой британский флот проводил конвой на Мальту. Вечером 12 августа 1942-го Ферриньи, находившийся на позиции северо-восточнее Бизерты, заметил вдалеке крупный корабль. Приняв его за авианосец, Ферриньи немедленно начал готовиться к атаке. Но спустя час оказалось, что вместо авианосца к «Аксуму» приближается целое соединение военных кораблей и транспортов. Это был британский конвой.
Ферриньи сблизился с ним, выпустил четыре торпеды и поразил три цели, потопив крейсер ПВО «Каир», а также повредив легкий крейсер «Нигерия» и танкер «Огайо». Это была одна из самых выдающихся атак подлодок за всю Вторую мировую войну. Но даже она блекнет на фоне успеха японца Такакадзу Кинаси – командира I-19, ставшего автором самой разрушительной атаки в истории подплава.
Командир японской подводной лодки I-19 Такакадзу Кинаси на обеде в честь прибытия во Францию, март 1944
UBL/Vostock PhotoГуадалканал и авианосцы
7 августа 1942 года морская пехота США высадилась на Гуадалканале и Тулаги, чтобы создать в южной части Соломоновых островов опорные пункты для нейтрализации Рабаула – главной базы Японии в регионе. Высадка прошла гладко, так как японцев застигли врасплох, но вскоре они ответили ударами ВВС с аэродромов Рабаула. Прикрывавшее десант авианосное соединение ушло от Гуадалканала 9 августа, поскольку командовавший им адмирал Флетчер решил, что японские бомбардировщики сами по себе не смогут выбить морпехов с острова, но, если они потопят его авианосцы, это обернется поражением в битве за Гуадалканал.
Решение Флетчера увести авианосцы, оставив без прикрытия десант и его транспорт, считается одним из самых противоречивых решений за все время войны на Тихом океане и служит предметом бесконечных споров. Но адмирал, уже потерявший два авианосца в сражениях в Коралловом море и при Мидуэе, хорошо знал возможности ВВС противника. Кроме того, его беспокоили и вражеские подлодки. Ведь именно их торпеды поставили точку в карьере авианосца «Йорктаун» – 6 июня 1942-го он был поврежден субмариной I-168 и на следующий день затонул.
Битва авианосцев: как американцы разгромили японцев при Мидуэе
Но из-за подлодок Флетчер волновался напрасно. Японцы действительно не ждали высадки союзников на Гуадалканал, поэтому их субмарин в этом районе не было, хотя многочисленные ложные тревоги и убедили командование ВМС США в обратном. Впрочем, такая ситуация продлилась недолго – к концу августа уже до 10 японских субмарин действовали к югу и юго-востоку от Гуадалканала. Как и в случае с бомбардировщиками, их основными целями были американские авианосцы.
Во второй половине августа 1942-го Гуадалканальская кампания продолжала набирать обороты. Противоборствующие стороны перебрасывали к острову все больше сил, что привело к ожесточенным боям на суше и на море. 24 августа произошло морское сражение у восточных Соломоновых островов, в котором японцы потеряли легкий авианосец, а у американцев был поврежден и вышел из строя авианосец «Энтерпрайз».
Но это было лишь началом трудностей для авиасоединения Флетчера. Хотя он и вывел свои авианосцы из-под удара наземной авиации, они продолжали действовать в водах, кишащих японскими подлодками. Это сыграло роковую роль 31 августа, когда удача для Флетчера закончилась и его флагманский корабль – авианосец «Саратога» – во второй раз за войну был торпедирован.
Автором этой атаки стал командир японской субмарины I-26 Минору Йокота. Находясь у острова Эспириту-Санто, в ночь 31 августа он обнаружил корабли Флетчера, патрулировавшие район подходов к Гуадалканалу. После долгого маневрирования под водой Йокота занял позицию для атаки, после чего в 7:46 выпустил в «Саратогу» шесть торпед с дистанции в 3,5 км. В тот момент один из американских эсминцев заметил прямо по курсу перископ. Он просигналил на авианосец об обнаружении подлодки. «Саратога» круто повернул вправо, дав полный ход, что позволило ему увернуться от большинства торпед. Но одна из них все же поразила корабль в корму, ранив 12 моряков, включая Флетчера.
Взрыв торпеды не нанес авианосцу фатальных повреждений. Но он вызвал множество коротких замыканий, которые вывели из строя турбоэлектрическую силовую установку «Саратоги», лишив возможности двигаться. «Подранка» пришлось тащить на буксире, пока экипаж пытался вернуть ему ход. В результате авианосец удалось спасти, но его ремонт продлился несколько месяцев.
Троих одним ударом
После выхода из строя «Энтерпрайза» и «Саратоги» у ВМС США на Тихом океане остались лишь два авианосца: «Хорнет» и «Уосп». В начале сентября 1942-го они действовали к югу от Гуадалканала, то есть вне пределов досягаемости японских ВВС наземного базирования, но достаточно близко, чтобы оказывать поддержку морской пехоте на острове. В ответ японцы отправили в тот район подлодки, в том числе и I-19 Кинаси.
Рейд Дулиттла: как американцы расквитались с Японией за Перл-Харбор
15 сентября группы TF-18 («Уосп», крейсеры и эсминцы) и TF-17 («Хорнет», линкор «Северная Каролина», крейсеры и эсминцы) сопровождали важный конвой, перевозивший 7-й полк морской пехоты на Гуадалканале. Хотя тем ранним утром американским истребителям удалось сбить вражеского воздушного разведчика, японцы определили местонахождение авианосцев. Их лодки начали охоту.
В 9:50 акустик I-19 доложил командиру о сильных шумах винтов, но тот лишь спустя час смог заметить в перископ источник шума – корабли группы TF-18. Оценив курс целей, Кинаси начал сближение с ними. До американцев было более 15 км, и они шли зигзагом на скорости в 16 узлов. Вероятно, в том положении лодка не смогла бы их атаковать, если б ей не помог случай. В 11:20 авианосная группа изменила курс: «Уосп» сделал медленный разворот по ветру, чтобы поднять самолеты, и теперь он шел прямо к подводной лодке.
Авианосец в этот момент был максимально уязвим, так как снизил скорость и шел постоянным курсом. Теперь его безопасность зависела от эскорта, но шесть эсминцев, окружавших «Уосп», не засекли лодку гидролокаторами. Выйдя прямо к нему, в 11:45 с дистанции менее 900 м Кинаси выпустил шесть торпед, две или три из которых поразили «Уосп». Но это был еще не конец.
Группы Т-17 и T-18 находились друг от друга на расстоянии нескольких миль, в пределах видимости. Не попавшие в «Уосп» торпеды пошли в направлении группы «Хорнета». В 11:52 одна из них поразила «Северную Каролину», спустя две минуты другая попала в эсминец «О’Брайен». Эсминцы начали охоту на I-19, но она благополучно ускользнула от них.
Торпедированный эсминец "О'Брайен"
UBL/Vostock PhotoРезультат залпа
После торпедирования на «Уоспе» начался пожар. Так как взрывы вывели из строя систему пожаротушения, у экипажа не было эффективных средств для борьбы с огнем, быстро распространявшимся по кораблю. Поняв, что авианосец обречен, его командир капитан Шерман приказал команде покинуть корабль, после чего «подранок» был добит торпедами эсминца «Лэнсдоув». За всем этим наблюдала находившаяся рядом лодка I-15, что позволило японцам получить точную оценку результата атаки.
Линкор пострадал меньше, хотя в носу его и зияла огромная пробоина. Экипажу удалось быстро справиться с последствиями взрыва, и вскоре корабль возобновил движение со скоростью 25 узлов. Тем не менее ему потребовался двухмесячный ремонт в Перл-Харбор.
Эсминец «О’Брайен» тоже получил попадание в нос, но на этом корабле обошлось без человеческих жертв. Тем не менее повреждения оказались достаточно серьезными, и эсминцу пришлось отправиться на ремонт к Эспириту-Санто. Там его подлатали, после чего «О’Брайен» отправился в США. Но во время перехода у него открылась течь, оказавшаяся смертельной.
Таким образом, атака I-19 привела к гибели двух из трех торпедированных ею кораблей. Но была и четвертая жертва – «Хорнет». Охранявший его «О’Брайен» нес мощное зенитное вооружение, и его отсутствие (наряду с «Северной Каролиной») впоследствии стало одной из причин гибели «Хорнета» в сражении при Санта-Крус в октябре 1942-го.
Любопытно, что до сих пор бытует мнение, что Кинаси не имеет права претендовать на авторство самой разрушительной атаки подлодки в истории. Скептики приписывают I-19 лишь торпедирование «Уоспа», а победу над «Северной Каролиной» и «О’Брайеном» относят на счет I-15, сомневаясь, что торпеды I-19 могли проделать столь долгий путь. Но Кинаси стрелял торпедами типа 95, то есть уменьшенным вариантом знаменитого «Лонг Лэнса» (тип 93) – самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой того времени. Тип 95 был способен проходить до 12 км, а I-15 в тот момент атак не совершала. Таким образом, лавры победителя достались Такакадзу Кинаси вполне заслуженно.