Начало славного пути
«Хардер» вошла в состав флота США в декабре 1942-го как еще один представитель типа «Гато» – серии подлодок, прославившихся во время войны на Тихом океане. Эти большие субмарины, рассчитанные на дальние походы, имея 10 торпедных аппаратов, 76-миллиметровое палубное орудие и четыре пулемета, были грозными противниками японских конвоев. С первого дня ее службы и до момента ее гибели «Хардер» командовал Сэм Дили.
По иронии судьбы боевое крещение лодка получила еще до начала своего первого боевого похода. 26 апреля 1943-го, во время перехода из Атлантики в Тихий океан, «Хардер» перед Панамским каналом была атакована самолетом ВМС США, принявшим ее за немецкую субмарину. Пережив бомбежку, Дили писал, что так и не понял, «на чьей стороне эти безумные авиаторы».
Сэм Дили
UBL / Vostock PhotoДостигнув Пёрл-Харбора, 7 июня «Хардер» отправилась к Японии. В этом походе Дили атаковал много целей. Но не всегда удачно. Так, уклоняясь погружением от контратаки японского эскорта, «Хардер» врезалась носом в дно и застряла. Освободившись, Дили пошутил, что его лодка первой коснулась японской земли.
После возвращения из похода он доложил о трех потопленных и четырех поврежденных судах. Командование было довольно действиями Дили, наградив его Военно-морским крестом. В реальности же «Хардер» удалось повредить лишь небольшой танкер, а также плавбазу гидросамолетов «Сагара Мару».
«Бей их, "Хардер!"»
Во время второго похода Дили добился по-настоящему хорошего результата. Находясь у Хонсю, 9 сентября 1943-го он атаковал судно «Койо Мару». В него попала одна из трех торпед, выпущенных «Хардер». Хотя она и не взорвалась, но, пробив борт, вызвала затопление трюмов, из-за чего «Койо Мару» вскоре ушло на дно.
Держась вблизи береговой линии, «Хардер» в течение следующих двух недель потопила еще четыре японских судна. При этом район ее действий был насыщен вражескими самолетами и кораблями ПЛО, которые неоднократно преследовали лодку. Из-за них Дили однажды пришлось провести под водой 58 часов. В среднем же, находясь у Японии, «Хардер» получала по пять глубинных бомб и воздушных атак в день.
"Флаги хвастовства": как подводники Второй мировой хвалились успехами
Израсходовав торпеды, лодка 30 сентября взяла курс на базу. Но, когда на горизонте появились два вооруженных японских траулера, Дили решил дать им артиллерийский бой. Во время перестрелки «Хардер» выпустила во врага все снаряды, и, как указывают некоторые источники, один из траулеров был потоплен.
Вернувшись в Пёрл-Харбор «пустым», Дили доложил о четырех уничтоженных судах, так как не знал о конце «Койо Мару». Командующий тихоокеанским подплавом США адмирал Локвуд, явно симпатизировавший командиру «Хардер», счел результат похода блестящим, и Дили был награжден повторно тем же орденом.
Когда же в октябре Локвуд организовал «волчью стаю» для действий у Марианских островов, то включил в нее лодку своего любимца. Разведка снабжала «стаю» сведениями о японских конвоях, но совместные атаки из-за эгоизма командира «Хардер» так и не были проведены. Обнаруживая противника, Дили нападал на него, не сообщая об этом коллегам, или же сообщал об обнаруженном противнике, но не указывал координаты, из-за чего другие лодки не могли вовремя выходить в атаку на конвои.
12 ноября Дили, не предупредив командиров других субмарин, атаковал небольшой конвой. В результате одно из судов было уничтожено им прямо перед носом другой лодки – «Парго», выходившей в атаку на ту же цель.
Следующий контакт с вражеским конвоем Дили установил 19 ноября. В этот раз он передал сообщение о нем на другие лодки, но они не обнаружили конвой, поскольку не знали о передвижениях «Хардер» в течение последних трех часов. В результате Дили вновь пошел в атаку один, уничтожив на этот раз три судна. А пока он атаковал, его партнеры метались по океану в поисках врага. Услышав взрывы торпед «Хардер», командир лодки «Снук» отметил: «Это было самое сильное разочарование, которое я когда-либо испытывал», поскольку Дили лишь потрепал конвой, хотя тот мог быть полностью уничтожен, если бы его атаковали все три лодки.
После ухода расстрелявшей боезапас «Хардер», «Снук» и «Парго» наконец-то добились успеха – совместными усилиями они 28 ноября – 1 декабря 1943-го уничтожили японский конвой.
Узнав о поведении Дили, Локвуд ограничился замечанием, что хотя тот и не участвовал в совместных атаках, но дважды в одиночку напал на конвои и оба раза успешно. В итоге Дили был награжден третьим Военно-морским крестом, а его лодку прозвали «Бей их, "Хардер"!» (игра слов – буквально: бей их сильнее).
Розовый перископ и героизм
В «Операции "Нижняя юбка"» – кинокомедии об американских подводниках – субмарину покрасили в розовый цвет. У этой киношутки была историческая подоплека, связанная с «Хардер». Именно Сэму Дили пришла в голову идея красить в розовый перископы и другие части рубки, поскольку этот цвет мог быть эффективен для камуфляжа, особенно на рассвете и в сумерках. На раскрашенной розовым лодке Дили совершил следующий подвиг.
В четвертом походе «Хардер» действовала у Каролинских островов. 1 апреля 1944-го ей сообщили, что у атолла Волеаи нужно спасти летчика со сбитого самолета, и Дили отправился ему на помощь. При походе к Волеаи подлодка села носом на риф в километре от берега, на котором находился пилот Джон Гэлвин. Тогда третий офицер «Хардер», Сэм Логан, с двумя подводниками поплыли к нему на резиновой лодке, привязанной веревкой к субмарине. В этот момент их обстреливали японцы, прятавшиеся от американских самолетов в джунглях.
Когда же подводники посадили летчика к себе, случилось непредвиденное. Не подозревая о том, что происходит в лагуне, в ней приземлился американский гидросамолет и случайно перерезал веревку между «Хардер» и надувной лодкой. Тогда еще один подводник бросился в воду с новой веревкой, передав ее Логану. После этого они подтянули «резинку» к субмарине, высадились на нее, и, снявшись с мели, «Хардер» ушла в море.
Подлодка "Хардер" спасает пилота у атолла Волеаи 1 апреля 1944
Эндрю Джексон/Национальный музей военно-морской авиации ВМС СШАЭта спасательная операция прославила «Хардер». Главком Тихоокеанского флота адмирал Нимиц назвал действия ее экипажа одним из «самых выдающихся спасательных подвигов, совершенных в Тихоокеанском регионе». Все участники операции, включая Дили, были награждены Военно-морскими крестами.
Покинув атолл, «Хардер» сменила район патрулирования, уйдя к острову Гуам, где 13 апреля ее заметил вражеский самолет. Он загнал лодку под воду и сообщил о ней эсминцу «Иказучи». На свою беду «японец» начал поиски «Хардер», но та первой заметила его. Подпустив врага поближе, Дили с 800 м выпустил четыре торпеды, две из которых уничтожили эсминец. Спустя три дня «Хардер» пополнила боевой счет, потопив крупный японский транспорт «Матсуе Мару», после чего ушла в Австралию, на новую базу.
«Убийца эсминцев»
26 мая Дили вышел в свой пятый поход. Лодка должна была действовать у островов Тави-Тави (Филиппины) – крупной якорной стоянки ВМС Японии. Вечером 6 июня Дили обнаружил и начал преследовать вражеский конвой. Эсминец «Миназуки» заметил «Хардер» и собрался ее атаковать. Однако, когда он приблизился к субмарине на расстояние 1 км, Дили потопил «Миназуки» торпедами.
"По компасу в ад": какие катастрофы случались с американскими подлодками
В полдень 7 июня Дили увидел еще один приближающийся эсминец. Это был «Хаянами», вероятно, заметивший перископ. Подойдя к эсминцу на 600 м, «Хардер» в упор выпустила торпеды, одна из которых уничтожила «Хаянами». А вечером 9 июня Дили оформил хет-трик, атаковав еще два японских эсминца. Он считал, что потопил оба, но его торпеды уничтожили лишь «Таниказе».
10 июня «Хардер» проникла на стоянку Тави-Тави, где чуть было не лишила ВМС Японии ее главного сокровища – суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси». Выходя из гавани, они заметили перископ, начали маневр уклонения и чуть было не врезались друг в друга. К лодке помчался эсминец, который Дили атаковал и ошибочно посчитал потопленным. Затем на «Хардер» посыпались глубинные бомбы, но ей удалось выбраться в открытое море, после чего она передала сведения о японском флоте, имевшие жизненно важное значение для ВМС США перед битвой при Марианских островах.
Вернувшись на базу, Дили доложил, что увеличил свой счет уничтоженных эсминцев до шести, за что получил прозвище «Убийца эсминцев». На самом деле их было всего четыре, но вскоре «Хардер» смогла довести число уничтоженных военных кораблей до заявленного числа.
Трагедия "Суэц Мару": как было совершено одно из ужаснейших преступлений на море
5 августа 1944-го «Хардер» отправилась в шестой поход, в котором ей предстояло действовать у Филиппин в составе группы лодок. 21 августа у острова Миндоро «волчья стая» перехватила японский конвой, уничтожив четыре судна, однако ни одно из них не погибло от торпед Дили. Но на следующий день у входа в Манильскую бухту ему удалось потопить фрегаты «Мацува» и «Хибури». После этого «Хардер» вместе с двумя другими лодками направилась вдоль острова Лусон на север к бухте Дасол.
Именно там «Хардер» и нашла свой конец, когда утром 24 августа Дили попытался атаковать вражеский корвет, но тот заметил лодку и уничтожил ее глубинными бомбами со всем экипажем.
Гибель Сэма Дили стала тяжелым ударом для его коллег-подводников. Благодаря количеству своих побед (16 или 17 уничтоженных целей) он вошел в пятерку лучших командиров подлодок США. Кроме того, он стал одним из восьми американских подводников, награжденных медалью Почета. А число других наград, включая четыре Военно-морских креста, сделало его одним из самых «титулованных» американских военных.
23 мая 2024 года ВМС США сообщили об обнаружении «Хардер» на дне у побережья Филиппин. Она была найдена благодаря проекту поиска погибших американских подлодок времен Второй мировой войны.