Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Вино, торпеды и любовь: как впервые подлодка успешно атаковала линкор

21 декабря 1914-го подводная лодка впервые поразила торпедой линейный корабль. Однако это достижение ее командира не получило должной известности, а сам он хотя и стал в некотором роде личностью легендарной, но совсем по другой причине.

Австрийская подлодка U-12

Австрийская подлодка U-12

©Public Domain

Дредноуты и подлодки

Вступление в строй в 1906 году британского линкора «Дредноут» произвело настоящую революцию. На тот момент ни один линейный корабль не мог сравниться с ним в вооружении, бронировании и скорости. Поэтому другие морские державы, чтобы не отстать от Великобритании, спешно принялись разрабатывать и строить собственные дредноуты.

Казалось бы, линкоры-дредноуты не имели соперников в морском бою, кроме себе подобных. Спроектированные так, чтобы не только наносить мощные удары, но и выдерживать их, эти корабли выглядели полноправными хозяевами морей. Однако вскоре у линкоров появился опасный противник – подводная лодка. Ее способность атаковать скрытно, под водой, сводила на нет все преимущества линкоров в надводном артиллерийском бою.

Трагедия "Паллады": как русский флот впервые пострадал от подлодок

Поначалу от субмарин многого не ждали, поскольку их конструкция и вооружения были далеки от совершенства. Но все изменилось 5 сентября 1914-го, когда немецкая субмарина U-21 Отто Херзинга потопила британский легкий крейсер «Патфайндер». Вызванную этим событием тревогу 22 сентября сменила паника, когда от торпед U-9 под командованием Отто Веддигена погибли три британских броненосных крейсера.

Ну а что же линейные корабли? Среди них первой жертвой подлодки стал британский «Формидейбл», потопленный U-15 Рудольфа Шнайдера 1 января 1915-го в Ла-Манше. Но это был не дредноут, а броненосец, и не эта атака открыла счет успешным нападениям подлодок на линкоры. Пальма первенства здесь принадлежит австро-венгерским подводникам, но этот знаковый для морской истории случай оказался в тени успехов их немецких коллег и сейчас совершенно забыт.

В лазурной Адриатике

Во время Первой мировой главной задачей ВМС Австро-Венгрии было сохранение контроля над Адриатикой: обеспечить безопасность судоходства и защитить порты и побережье. Задача эта была возложена на небольшой, но хорошо сбалансированный имперский флот, в состав которого входили семь малых подлодок.

Командир U-12 Эгон Лерх

Командир U-12 Эгон Лерх

Public Domain

В первые дни войны ВМС Австро-Венгрии оказались в сложной ситуации, противостоя значительно более многочисленным флотам Великобритании и Франции. В австрийских штабах, равно как и в немецких, тогда допускали мысль о немедленном массированном нападении Антанты с моря на их военно-морские базы. Но эти опасения оказались напрасны – британцы и французы ограничились блокадой немецкого флота в Северном море, а австро-венгерского – в Адриатическом. В немалой степени на это решение Антанты повлияла угроза со стороны подлодок.

Впервые объединенная эскадра французских и британских кораблей под командованием адмирала Буэ де Лапейрера пришла в южную Адриатику в августе 1914-го. Но так как штаб ВМС Франции не имел каких-либо планов на случай войны с австрийцами, Буэ де Лапейреру было приказано действовать по обстановке. В целом же отправка в Адриатическое море военно-морских сил Антанты имела целью оказать военную и политическую поддержку Черногории и давление на Италию, состоявшую в союзе с Веной и Берлином, но в войну пока не вступившую.

Войдя в Адриатику, Буэ де Лапейрер не собирался нападать на вражеские порты, а просто решил уничтожать встретившиеся ему по дороге австрийские корабли. Такая возможность представилась 16 августа 1914-го, когда эскадра Антанты перехватила австрийцев – небольшой крейсер «Цента» и эсминец «Улан», осуществлявших блокаду побережья Черногории. Заметив противника, крейсер и эсминец попытались прорваться к базе Каттаро, но уйти удалось лишь «Улану», а «Цента» был потоплен огнем французских линкоров.

После этого французы ушли к Отрантскому проливу, блокировав выход из Адриатики. Впрочем, блокада была для них дорогим удовольствием, поскольку флот в море тратил очень много топлива, а ближайшая база (на Мальте) была на удалении 300 миль. В результате Буэ де Лапейрер сообщил в Париж, что у него есть только два варианта: «устроиться в какой-либо бухте на Ионических островах, принадлежащих Греции, или овладеть какой-либо неприятельской базой».

"Истребитель линкоров": как кайзеровский подводник нанес Антанте поражение

Последнюю идею поддержали черногорцы, предложившие французам совместным штурмом взять австрийский порт Каттаро. Но поскольку армия Черногории была маленькой, Франции пришлось бы задействовать в этой операции не только свой флот, но и сухопутные силы. Из-за обстановки на других более важных фронтах французы сомневались, стоит ли ввязываться в эту затею, хотя она и выглядела весьма перспективной. В случае взятия Каттаро и размещения там кораблей Антанта могла бы блокировать все побережье Австро-Венгрии. Однако время оказалось упущено, так как вскоре австрийские подводники выгнали французские линкоры из Адриатики.

Торпеды и вино

Впервые подлодки в Адриатике заявили о себе 16 октября 1914-го, когда австрийская U-3 неудачно атаковала у Каттаро французский крейсер «Вальдек-Руссо». Вскоре после этого французы привели в Адриатическое море свои субмарины, и одна из них, «Кюри» лейтенанта О'Бирна, 20 декабря совершила смелую попытку проникнуть на базу имперских ВМС Пола. Но О'Бирну не повезло. Пытаясь преодолеть боновое заграждение, защищавшее вход в гавань, «Кюри» запуталась в стальных тросах, всплыла, после чего была потоплена огнем австрийских батарей и кораблей.

Когда погибала «Кюри», французский флот вновь вошел в Адриатику, и утром 21 декабря его линкоры находились у Бриндизи. К этому моменту позицию в том районе заняла U-12 австрийца Эгона Лерха, приготовившаяся атаковать французские корабли. Около 6:30 Лерх заметил дым и, погрузившись, взял на него курс. Из-за дождя в перископ ничего не было видно, поэтому лодке пришлось всплыть. Она погрузилась лишь, когда впереди стали отчетливо видны мачты и дымовые трубы флота, движущегося строем фронта в противоположном направлении.

После этого U-12 быстро пошла на сближение с противником. Лерх подсчитал, что впереди было около 16 вражеских кораблей. Вскоре они одновременно совершили поворот, перестроившись в колонну. Первым шел дредноут типа «Курбе», за ним следовали броненосцы типа «Дантон» и «Републик». В 8:25 флагманский корабль, дредноут «Жан Бар» под флагом Буэ де Лапейрера, поравнялся с U-12, и она выпустила в него две торпеды с 600–800 метров. После этого, не дожидаясь результата стрельбы, Лерх погрузился, чтобы остаться незамеченным.

Французский дредноут Жан Бар

Французский дредноут "Жан Бар"

Public Domain

По донесению командира «Жана Бара», на линкоре видели, как к нему мчались две торпеды: одна из них прошла за кормой, а другая попала в нос. Раздался сильный взрыв, одновременно с которым с левого борта впереди поднялся фонтан воды и на палубу посыпались обломки торпеды.

Победы российских подводников: кто был первым?

Хлынувшая в пробоину вода затопила три носовых отсека. Но линкор принял ее в два раза меньше, чем позволял их объем, так как отсеки были забиты разными грузами, включая бочки с вином. В остальном же ущерб от взрыва был незначителен, поскольку корабельные машины, котлы и артиллерия не пострадали. «Жану Бару» очень повезло, что торпеда не ударила правее – там находился носовой артиллерийский погреб.

После торпедирования флагмана строй кораблей нарушился, они смешались, и U-12 оказалась прямо среди них. Но теперь субмарина не могла задержаться на перископной глубине без риска быть протараненной. В итоге Лерху пришлось отойти, а затем вернуться на базу. А «Жан Бар» дошел до Мальты, где встал на ремонт. После этого случая линкоры Антанты в Адриатике уже не появлялись.

Легенды о коварстве и любви

За успешную атаку вражеского линкора Лерх был награжден орденом Леопольда, который вручил ему лично император Франц Иосиф. В дальнейшем Лерх продолжил действовать в Адриатике на субмарине против торгового судоходства, но без ярких успехов. В августе 1915-го U-12 погибла со всем экипажем на минах у Венеции.

Эрцгерцогиня Елизавета Мария Австрийская

Эрцгерцогиня Елизавета Мария Австрийская

Public Domain

Финал истории этой субмарины окружен легендами. Согласно одной из них, причиной гибели лодки стал роман ее командира с внучкой императора эрцгерцогиней Елизаветой Марией Австрийской. Якобы подводник собирался подбить ее на развод, а потом жениться на ней, но император был против, и по его распоряжению Лерха отправили на самоубийственное задание.

Другая легенда гласит, что Лерх решил сам прорываться в порт Венеции, где было много целей для его торпед. Успех этого предприятия помог бы ему заслужить высшую военную награду империи – орден Марии-Терезии, славу и признание императорского двора, а заодно повысил бы шансы Лерха жениться на эрцгерцогине.

Однако на самом деле U-12 была отправлена к Венеции на разведку, где погибла не во время прорыва через защитные сооружения гавани, а вдалеке, на неизвестном для нее минном поле. Поэтому нет никаких доказательств того, что Лерх действительно хотел прорваться в Венецию.

Самое читаемое
Exit mobile version