О проблемах, которые ставка на передовое базирование создает для ВМС США, сообщил бывший заместитель министра обороны США Роберт Уорк, занимавший этот пост в 2014-2017 гг., в своей статье для журнала USNI Proceedings. Уорк отмечает, что пристальное внимание к постоянному передовому присутствию как средству предотвращения конфликтов начало проявляться в 1990-е годы после принятия стратегии "... From the Sea" ("... С моря"), в том числе в качестве оправдания сохранения численности флота, и без того сильно сократившегося после окончания холодной войны – уже в 1992 году количество кораблей в строю составило 471 против 592 в 1989-м.
Одновременно была внедрена практика обеспечения присутствия в ключевых зонах по запросам региональных командующих, регулярно предъявлявших требования к развертыванию тех или иных крупных сил в своей зоне ответственности. Флот, со своей стороны, выступал за поддержку этих запросов – в той же логике поиска оправданий для сохранения своей численности.
При этом готовность к ведению масштабной морской войны и достижению победы в ней отошла на задний план в списке приоритетов, а доля кораблей, постоянно задействованных для задач передового присутствия и в силах передового базирования, росла по мере того, как общая численность ВМС США сокращалась, достигнув к 1999 году 336 кораблей.
Это привело к тому, что все меньшие силы флота могли поддерживаться в готовности на случай необходимости вести войну с крупными военно-морскими силами противника, и серьезно влияло на боевую подготовку – корабли, постоянно задействованные в задачах передового присутствия, не могли тратить значительное время на маневры и другие мероприятия боевой подготовки, что сокращало навыки экипажей и привело к крупным авариям.
По мнению Уорка, перспективная стратегия ВМС США должна быть основана но повышении внимания к боевой подготовке сил флота и демонстрации способности быстро развернуть крупные силы при необходимости.
По мнению американских экспертов, рост возможностей Китая на море стал ключевой проблемой, с которой военно-морские силы США столкнулись после окончания холодной войны. Отмечается, что ВМС НОАК модернизируется непрерывно на протяжении последних 25 лет, и усилия Пекина в части совершенствования флота включают обширную программу закупок кораблей, самолетов и оружия, а также повышение уровня обеспечения ВМС НОАК всеми необходимыми сопутствующими средствами, от технического обслуживания до подготовки квалифицированного личного состава.
Аналитики конгресса отмечают американскую реакцию на действия Китая, в том числе усиление флота на Тихом океане, как за счет перевода туда новейших кораблей, так и за счет наращивания численности Тихоокеанского флота ВМС США в целом, активизацию сотрудничества с союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе, планируемый рост числа кораблей в составе ВМС США, инвестиции в новые разработки и концепции применения вооруженных сил. Вместе с тем, Конгресс США должен ответить на вопрос, насколько американская реакция адекватна усилиям, которые предпринимает для совершенствования своего флота Китай.