О нехватке двигателей сообщает сайт Defense News. Как отмечает ресурс, центр ремонта двигателей F135 на базе Тинкер в штате Оклахома не выдерживает плановые сроки техобслуживания. Кроме того, специалисты обнаруживают преждевременное старение покрытия лопаток ротора в некоторых узлах горячей части двигателя, что увеличивает объем и сроки работ, приводя к срыву плановых заданий. Представители минобороны отметили, что 5-6% парка F-35 к 2022 году могут оказаться без двигателей, а если меры, предпринятые для исправления ситуации, окажутся неэффективными, то с отсутствием двигателей столкнется до 20% самолетов этого типа. Ранее Элен Лорд, до отставки Дональда Трампа возглавлявшая закупочное управление Пентагона, сообщила, что проблемы с двигателем являются одной из главных трудностей, с которой сталкивается программа F-35, и наиболее важной причиной снижения готовности самолетов этого типа к полетам. В январе показатель летной годности парка F-35 составил 69%.
Агентство Bloomberg ранее сообщило, что из-за проблем с двигателями ВВС США приняли решение сократить восемь демонстрационных полетов из числа запланированных на 2021 год, чтобы не увеличивать нагрузку на инфраструктуру технического обслуживания.
Первые признаки нехватки двигателей, по данным руководства программы F-35, были зафиксированы в начале 2020 года. В частности, тогда же было установлено, что центр ремонта и обслуживания двигателей F135 не сможет провести запланированное обслуживание 60 двигателей за год. В числе причин срыва сроков, помимо упомянутого преждевременного старения теплозащитного покрытия лопаток – увеличение запланированного объема работ при поломках двигателя, недостаточный объем технических данных, недостаточная оперативность взаимодействия с производителем, нехватка оборудования и низкая квалификация персонала.
Срок полномасштабного технического обслуживания и ремонта двигателя F135 сегодня составляет более 200 суток, Пентагон надеется сократить его до 122 дней. Вместе с тем отмечается, что двигатели – часть проблемы с недостаточной готовностью F-35. Среди прочих трудностей выделяются проблемы с износом материала бронестекла фонаря кабины истребителя – покрытие фонаря на некоторых самолетах начинает преждевременно расслаиваться и истребитель выводится из эксплуатации для замены фонаря в сборе. Эта причина уже лишила несколько десятков F-35 статуса пригодных к полету.
Ранее «Профиль» сообщил, что Китай рассматривает возможность ввода ограничений на экспорт в США редкоземельных материалов, в частности, имеющих значение для производства F-35 и других типов современных вооружений. Отмечается, что производство F-35 серьезно зависит от наличия редкоземельных металлов, особенно в таких подсистемах как электрическое и электромагнитное оборудование. Каждый F-35 требует 417 кг редкоземов.