По словам генпрокурора Украины Юрия Луценко, экс-президент в 2014 году направил письмо на имя Владимира Путина с просьбой «ввести на Украину оккупационные войска». Заявление, написанное Виктором Януковичем «в неустановленном месте» 1 марта 2014 года было процитировано в суде. В частности, оно гласило: «События на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия. Жизнь, безопасность и права людей, особенно на Юго-востоке и в Крыму, под угрозой…». «…Обращаюсь к президенту России В.В.Путину с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины», - заканчивается письмо. Но Янукович отрицал, что когда-либо отсылал подобные письма президенту России, о чем заявлял и журналистам, и через своих адвокатов суду. В Кремле также заявляли, что официально не получали от экс-президента никаких писем.
В числе других обвинений, оглашенных прокурором: узурпация власти, доведение до недееспособности вооруженных сил, развал СБУ, уничтожение информационной и экономической безопасности страны, переход на сторону врага. Все это, по словам обвинителя, привело «к потере территориальной целостности и суверенитета Украины». Однако суд с этим утверждением не согласился и оправдал Януковича в посягательстве на территориальную целостность страны, повлекшую гибель людей.
Во время политического кризиса на Украине в 2014 году Виктор Янукович бежал в Россию и получил политическое убежище в России. Судебное разбирательство проводилось без его участия. Сам обвиняемый выражал желание лично предстать перед судом, но не сделал этого, опасаясь за свою безопасность. Однако его интересы в процессе представляли адвокаты, которые заявили о невиновности своего подзащитного. В частности, адвокат Виталий Сердюк заявил СМИ, что суд не стал рассматривать доводы защиты, а также не вызвал на дебаты самого подсудимого. Поэтому, по мнению защитника, вынесенный приговор будет «юридически ничтожным». Другой адвокат, Александр Горошинский, назвал приговор «пиар-акцией» и «предвыборной агитацией конкретных заинтересованных лиц».
Адвокаты будут обжаловать приговор. «Мы, сторона защиты, будем обращаться с апелляционными жалобами в рамках приговора, который озвучен не в пользу нашего клиента, и мы надеемся, что мы сможем достичь истины в деле», - заявил Горошинский.