Как сообщает Military.com, по мнению Смита, F-35 не отличается высокими возможностями, а стоимость программы слишком высока, при этом вооруженные силы США попали в долгосрочную зависимость от этого самолета. Смит признал, что США не могут отказаться от реализации этой программы, и намерен установить оптимальное число самолетов данного типа. “Я хочу попробовать выяснить, какое сочетание боевых самолетов будет наиболее оптимальным с точки зрения экономии”, – сказал он.
Издание отмечает, что общая стоимость программы F-35 в течение 50-летнего цикла ее реализации составит около $1 трлн, включая сюда все расходы на проектирование, производство, поставки, модернизацию, ремонт и утилизацию самолетов. В заметке отмечается, что программа уже сталкивалась с рядом проблем, включая недостаточную надежность двигателей, трещины в конструкции, разрушение изоляции системы охлаждения и так далее. В настоящее время в США проходят исследования по вопросу возможного дальнейшего развития истребительной авиации.
Разработка истребителя нового поколения для ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также их ближайших союзников и ряда других партнеров началась в 1990-х годах, в 2001 году победителем конкурса стал Lockheed Martin с проектом X-35, который стал прототипом нового боевого самолета по программе Joint Strike Fighter. Первый полет опытного F-35 состоялся в 2006 году, эксплуатация самолета в учебных целях началась в 2012-м, в 2015 году достигла боевой готовности первая эскадрилья авиации морской пехоты США, в 2016-м – ВВС, в 2019-м – ВМС США. По состоянию на 1 марта 2021 года произведено более 620 истребителей данного типа, они уже используются, помимо США, также в Австралии, Великобритании, Израиле, Италии, Нидерландах, Норвегии и Японии.
По мнению российского специалиста, принимающего участие в проектировании современных отечественных боевых самолетов, программа F-35 пока находится на достаточно ранней стадии реализации. “По сути, только развернуто крупносерийное производство этого самолета и начались его массовые поставки в войска. На этом этапе, как правило, появляется много претензий к самолету, которые потом снимаются по мере того, как «детские болезни» конструкции излечиваются”, – сказал эксперт, отвечая на вопрос корреспондента “Профиля”.
Ранее “Профиль” сообщил, что истребители F-35 сталкиваются с дефицитом двигателей Pratt&Whitney F135, и на решение этой проблемы могут потребоваться месяцы. Проблема выражается в низкой скорости технического обслуживания двигателей для новейших боевых самолетов, а также в выявленном преждевременном износе ряда узлов.