Эти самолеты не могут обмениваться между собой телеметрией, поскольку оснащены несовместимыми системами обмена данными. IFDL и MADL разработаны с разницей в 20 лет, отмечает издание Air Force Magazine, и не предназначены для взаимодействия с самолетами других моделей.
Один из вариантов решения подобной проблемы – установить на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) XQ-58 Valkyrie, разрабатываемые компанией Kratos Defense and Security, специальный модуль-переводчик. Он должен позволить совместно действующим F-22 и F-35B обмениваться данными в бою, оставаясь малозаметными для радаров.
Испытания модуля-переводчика «gatewayONE» прошли 9 декабря на полигоне Юма в Аризоне. В ходе совместного полета двух пилотируемых самолетов и одного дрона удалось передать с F-35B на F-22 пригодные для использования при выполнении задания данные, которые проецировались на дисплей в кабине пилота. Сообщается, что это пятый совместный полет в такой формации.
Вскоре после взлета система-переводчик потеряла связь с бортовыми устройствами самолетов, и дальнейшие испытания проходили на земле. По заявлениям представителей военно-воздушных сил, удалось достичь половины из 18 запланированных показателей. Американские военные называют это «еще одним шагом на пути к военному интернету вещей».
Представитель департамента военно-воздушных сил минобороны США Престон Данлоп объяснил журналистам, что XQ-58 необязательно использовать только как переводчик между двумя разными моделями самолетов. За счет модульной нагрузки он может использоваться и для других миссий. «Не путайте C-3PO и R2-D2», – пошутил Данлоп, имея в виду двух знаменитых роботов из «Звездных войн», один из которых предназначен только для перевода, а другой может решать различные инженерные задачи.
Также сообщается, что ВВС США протестировали связку F-35B и самолета-заправщика KC-46, в которой последний служил ретранслятором для передачи изображения с истребителя наземному координатору. Самолеты связывались между собой с помощью устройства, созданного по стандартам гражданских интернет-роутеров.
При этом в ВВС не знают, придется ли использовать дрона-переводчика для обеспечения взаимодействия F-22 и F-35B в реальных условиях. Данлоп рассказал, что военные все еще надеются найти способ внести нужные изменения в программное обеспечение бортовых устройств двух самолетов и научить их обмениваться данными без посредников.