Как небывало высокая инфляция влияет на экономику и политику Турции
После 2020 года инфляция вновь стала одной из наиболее важных проблем мировой экономической повестки. И Турция здесь не исключение. В октябре 2022-го, по официальным данным, инфляция в стране достигла наивысшего после кризиса 1990-х значения – 85,5%, а согласно данным независимых источников, превысила 100%.
C середины прошлого года в мире наблюдается снижение общей инфляции, а в отношении турецких показателей делаются позитивные прогнозы. Последнее обусловлено ужесточением денежно-кредитной политики Анкары, прежде всего чередой повышений ключевой ставки с 8,5% в мае 2023-го до 50% в августе текущего года. Однако в силу специфики внутриполитической ситуации и особенностей экономической политики инфляция в Турции остается крайне высокой (по состоянию на июль – 61,6%).
Особенности турецкой экономики и международная конъюнктура
Едва ли не главная причина, мешающая Турции обуздать инфляцию, – значительный дефицит торгового баланса (традиционно она импортирует больше, чем экспортирует). Более того, Турция – страна энергозависимая, импортирующая 93% потребляемой нефти и 99% газа. Углеводороды и их производные составляют основную часть турецкого импорта.
Какую роль в мировых делах играет Анкара, и хорошо ли это у нее получается
Свою роль сыграли и внешние факторы. Во-первых, усиление геополитической нестабильности в соседних регионах привело к росту мировых цен на энергоносители и ряд продовольственных продуктов. Это значительно расширило дефицит счета текущих операций Турции, который достиг 45,2 млрд долларов. Во-вторых, на фоне пандемии COVID-19 были нарушены глобальные цепочки поставок и просел ряд значимых для турецкой экономики секторов, прежде всего туристический. Это привело к росту цен на импортируемые товары, что кратно увеличило расходную часть турецкого бюджета при сокращении доходной. Дефицит государственного бюджета в начале года вырос на 900% относительно показателей 2023-го.
Более того, с 2018-го продолжается девальвация турецкой лиры, усилившаяся на фоне увольнения главы ЦБ и провозглашения Реджепом Тайипом Эрдоганом «турецкой экономической модели» в 2021-м, а также после президентских выборов 2023-го. В июне был поставлен рекорд – преодолена отметка 33 турецкие лиры за один доллар. Это способствовало увеличению стоимости внешнего долга страны, который составил в марте 2021-го 506,8 млрд долларов, а также потере доверия со стороны населения к национальной валюте.
«Турецкая экономическая модель» Эрдогана
Эрдоган, находящийся у власти в Турции уже более 20 лет (с 2003-го в качестве премьер-министра, а с 2014-го в должности президента), – сторонник экономической политики, характеризуемой экспертами как неортодоксальная (неофишеризм). Суть данного подхода: удержание низкой процентной ставки способствует снижению инфляции.
На крыльях "Байрактара": в чем секрет стремительного взлета турецкой оборонки
На основе этого тезиса была разработана «турецкая экономическая модель». Ключевая идея модели заключается в том, что в условиях низких процентных ставок за счет обесценивания национальной валюты должна повыситься конкурентоспособность турецких компаний: их продукция станет дешевле, и это приведет к увеличению экспорта. Растущий экспорт будет положительно влиять на внешнеторговый баланс, за счет чего возникнет излишек иностранной валюты и профицит счета текущих операций. При этом инфляцию предполагается сдерживать путем увеличения внутреннего производства при дешевой рабочей силе.
На деле внедрение «турецкой экономической модели» способствовало росту закредитованности населения, поскольку низкие процентные ставки в первую очередь снижают стоимость заимствований для частных лиц и предприятий. Это, в свою очередь, способствовало росту потребления и спроса на импорт. Вкупе с расширением денежной массы все это стало причиной перегрева турецкой экономики и ускорения инфляции.
Причиной избрания такого подхода к денежно-кредитной политике послужили не столько экономические соображения, сколько, во-первых, стремление правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и президента Эрдогана угодить наиболее влиятельной части электората (спонсирующим ПСР главам крупных строительных компаний и владельцам недвижимости). Во-вторых, происламский характер ПСР и желание Эрдогана укрепить реноме «защитника всех мусульман мира». Это связано с запретом в исламе ростовщичества и применением принципов исламского финансирования, исключающих неограниченное приумножение капитала при займе.
Обратная сторона централизации власти
Претворение в жизнь столь непопулярных и неэффективных мер денежно-кредитной политики стало возможно благодаря мерам по централизации власти, проводимым в Турции с середины 2000-х. В результате ряда референдумов (2007, 2010, 2017 годы) и законодательных реформ страна перешла к президентской форме правления. При этом была уничтожена существовавшая прежде система сдержек и противовесов. Центробанк был лишен какой-либо автономии, а функция регулирования денежно-кредитной политики фактически перешла к президенту.
С 2020-го Эрдоган несколько раз снимал с должности глав ЦБ и Министерства финансов, пытавшихся проводить более традиционный курс и повышать процентную ставку. В результате в период с сентября 2021 года по февраль 2023-го на фоне растущей с небывалой скоростью инфляции учетная ставка снизилась с 19% до 8,5%. Это парализовало систему регулирования фискальной и монетарной политики, а уровень доверия к ЦБ как со стороны турецкого населения, так и иностранных инвесторов обвалился.
Рост социального недовольства
Выиграв выборы в 2023 году, Эрдоган сохранил за собой пост главы государства еще на пять лет. Однако победил он во втором туре и с минимальным перевесом (52,18%). Такой результат голосования подтвердил то, о чем до этого говорили социологи, – Эрдоган заметно растерял свою популярность.
Центральное место в общественной дискуссии как до, так и после выборов занимает вопрос коррекции внутриполитического курса, прежде всего социально-экономической политики. Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2017-м и обострившийся в 2020–2021 годах, больно ударил по благосостоянию и уровню жизни населения и повлиял на его политические предпочтения.
Комбинация перечисленных выше факторов привела к росту себестоимости производственных ресурсов и соответствующему росту цен как импортируемой, так и местной продукции. Вдобавок усилились инфляционные ожидания, которые на фоне и без того высокой инфляции также спровоцировали рост цен. Все это сказалось на покупательной способности граждан, поскольку их сбережения и доходы обесценились. Ухудшаются условия развития местной промышленности и ведения бизнеса, особенно малого и среднего. В результате граждане все более критично относятся к правящему режиму.
Утечка мозгов
Почти половина (44,9%) турецкого населения – это люди младше 30 лет. В условиях высокой безработицы и экономического кризиса молодежь стремится переехать за границу, чтобы получить там образование, трудоустроиться и остаться жить. Согласно официальной статистике, в прошлом году Турцию покинули более 714 тысяч граждан – на 53% больше, чем в 2022-м. В основном это были люди в возрасте от 25 до 29 лет, получившие высшее образование в медицинской и IT сферах, а также высококвалифицированные кадры из иных секторов. Так, в 2022 году более 2600 врачей подали в Турецкую медицинскую ассоциацию заявки на получение необходимых для работы за рубежом документов. Среди основных причин эмиграции называются ухудшение экономической ситуации и рост политической нестабильности.
Отъезду за рубеж в поисках лучшей доли также способствует усилившийся рост неравенства. Несмотря на скверную экономическую ситуацию, в 2023 году в Турции был отмечен наиболее существенный прирост благосостояния на душу населения, а число сверхбогатых людей с 2022-го по 2023 год выросло на 9,7%, что является наибольшим показателем в мире. Одно из объяснений этого тренда: в стране резко подорожала недвижимость, поскольку граждане, чтобы спасти сбережения, начали активно вкладывать их в активы, сохраняющие ценность в условиях высокой инфляции и девальвации лиры.
Все это способствует росту дефицита квалифицированных кадров, необходимых для экономики. Кроме того, отток молодежи и ценных специалистов за границу приводит к сокращению налоговых поступлений и формированию в долгосрочной перспективе негативного тренда в наукоемких областях экономики.
Возврат к традиционной экономической политике
Сегодня главная задача властей в сфере стабилизации экономической ситуации в стране – сохранение финансовой стабильности и борьба с инфляцией. Успех здесь напрямую зависит от возможности ЦБ и экономического блока правительства проводить более независимую от решений президента политику.
В этом контексте важен ряд кадровых перестановок, последовавших после прошлогодних выборов, – назначение Мехмета Шимшека на должность министра финансов, а также Хафизе Гайе Эркан главой Центробанка (после его отставки в феврале 2024-го этот пост занял Фатих Карахан). Передача полномочий людям, которых принято считать сторонниками традиционной экономической политики, стала вынужденным шагом правящей элиты, сделанным ради восстановления доверия граждан.
Принятые новой командой меры по ужесточению денежно-кредитной политики (прежде всего сохранение ключевой процентной ставки на уровне 50%), а также модернизация налоговой системы (введение новых налогов, пресечение случаев уклонения от уплаты налогов и т. д.) отчасти оправдали надежды на структурные реформы, нацеленные на укрепление турецкой экономики. Однако эти процессы небезболезненны для населения, в то время как нормализация показателей инфляции представляется возможной в лучшем случае лишь в среднесрочной перспективе – по официальным данным, к 2026 году.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".