Строительство терминала на берегу Финского залива у деревни Косколово началось 2 ноября 1996 года, а уже в декабре 2001 года на нем было отгружено первое судно – небольшой речной теплоход «Амур» принял на борт 2,9 тыс. тонн угля. В мае 2003 года первый пусковой комплекс «Ростерминалугля» приступил к экспортным отгрузкам на постоянной основе.
Участие в проекте крупного частного инвестора, ОАО «Кузбассразрезуголь», позволило значительно увеличить грузооборот стивидорного предприятия. За три следующих года он достиг 3,5 млн тонн в год, то есть вырос более чем в 10 раз.
В январе 2006 года была введена в эксплуатацию Вторая очередь «Ростерминалугля» – автоматизированный перегрузочный комплекс. На торжественном мероприятии присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин.
Через еще три года в эксплуатацию ввели причал №2 и запустили Третью очередь терминала.
В 2017 года угольному терминалу удалось поставить новый рекорд – годовой грузооборот терминала вырос до 25 млн тонн угля. В этом же году на терминале отгрузили самый большой балкер – судно Navios Pollux (тип Capesize), которое взяло на борт 128 тыс. тонн угля.
Сегодня АО «Ростерминалуголь» – крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля. На его долю приходится 14% морского экспорта угля России и около 60% грузооборота угольных портов Балтийского бассейна. «Ростерминалуголь» ведет перевалку угля премиального качества и отгружает его потребителям по всему миру. Основной объем продукции приходится на страны Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Стивидор является одним из самых современных и многофункциональных портовых технологических комплексов для перевалки навалочных грузов в РФ. Компания показывает стабильно высокие результаты работы благодаря успешной реализации программы модернизации оборудования и техники. Так, использование тандемных вагоноопрокидывателей в комплексе с двумя новыми пересыпными станциями, возведенными на терминале в 2016 и 2017 годах, позволяет стивидорному предприятию вести погрузку угля по прямому варианту – из вагона на судно. Такой вариант обработки судов одновременно способствует росту производительности и снижению пылеобразования. В ноябре 2018 года на терминале был запущен в эксплуатацию новый тандемный вагоноопрокидыватель №1 (ВО-1). Стоимость реализации проекта превысила 500 млн рублей.
Важнейшая роль в деятельности компании отведена экологическим аспектам. Перегрузочный комплекс оснащен самыми современными технологиями по защите от загрязнения окружающей среды. Работают установки очистки сточных вод. Для борьбы с пылью установлена система орошения угольных штабелей на складах. Практически исключено попадание угля в акваторию Финского залива. К зимнему сезону 2019-2020 годов дополнительно к имеющимся системам предотвращения пыления угля запланирована установка 15 автоматических снеговых пушек.
В компании действует долгосрочная программа повышения экологической безопасности, одним из этапов которой является ежегодное подтверждение соответствия Международному стандарту ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
Но в первую очередь стабильно высоких показателей работы терминалу удается достичь благодаря эффективной работе сотрудников компании, которые являются основной ценностью, главным условием успеха и дальнейшего развития компании. Поэтому «Ростерминалуголь» на постоянной основе инвестирует в социальную поддержку сотрудников и членов их семей. Именно благодаря этому создана основа долгосрочного устойчивого развития стивидора, что в свою очередь помогает стабильно развиваться социальной сфере Кингисеппского района Ленинградской области.