Планируется поднять порог отклонения оптовых котировок на топливо от индикативных (условных внутренних) цен, при котором нефтекомпании получают компенсацию от государства. Для бензина порог вырастет с 10% до 15%, для дизельного топлива – с 20% до 25%. Минфин предлагает установить диапазон отклонения в 15–25% на один-два года, а затем повысить его до 20–30%. Вариант прорабатывается с заинтересованными ведомствами.
Источник издания на рынке ожидает, что изменения вступят в силу в третьем квартале текущего года. По его словам, нефтекомпании особенно рискуют потерять демпферные компенсации в августе и сентябре.
Ранее в июле глава "Роснефти" Игорь Сечин обратился к вице-премьеру Александру Новаку с предложением расширить диапазон отклонения цен по демпферу на 10%. По информации РБК, Сечин рассчитывает, что изменения будут приняты до конца весенней сессии в Госдуме.
Государство выплачивает демпфер нефтекомпаниям как субсидию для сдерживания внутренних цен на топливо. По действующим правилам компенсация не выплачивается, если оптовые котировки за месяц отклоняются от индикативных цен более чем на 10% по бензину и 20% по дизтопливу. Индикативные цены в 2025 году составляют 60.450 руб. за тонну бензина (АИ-92) и 57.200 руб. за тонну дизельного топлива. В первом полугодии 2025 года нефтекомпании в рамках механизма получили 544,7 млрд руб., в 2024 году – 1,815 трлн руб.
Стоимость бензина и дизельного топлива на бирже в июне обновляла годовые максимумы и продолжает расти в июле. 2025 год уже стал одним из наихудших по доходности для производителей в связи с ростом издержек.
На прошлой неделе вице-премьер Александр Новак заявил, что в правительстве России рассматривают возможность введения полного запрета на экспорт бензина.