Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Транспортную ситуацию и финансовую поддержку северных регионов обсудили в Совете Федерации

В среду, 22 октября 2025 года, в Совете Федерации состоялось совещание «Использование потенциала речного судоходства и наземного автотранспорта в реализации норм Федерального закона «О северном завозе»: проблемы, пути решения».

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

©Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press
Содержание:

Проблемы транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура, включая зимники, играет ключевую роль в обеспечении северного завоза. Однако ее эксплуатация требует постоянного улучшения. В частности, мостовые переправы на Дальнем Востоке и в Арктике нуждаются в реконструкции, что позволит повысить надежность и безопасность транспортных сообщений.

Автомобильные дороги регионального и местного значения, используемые в системе северного завоза, характеризуются высокой степенью износа. Это обусловлено значительным объемом транспортных потоков и сложными климатическими условиями.

Речное судоходство является важным элементом транспортной системы в северных регионах. Однако его развитие сталкивается с рядом ограничивающих факторов. Среди них можно выделить монополизацию перевозок, ограниченные сроки навигации, климатические условия и неудовлетворительное техническое состояние причальной инфраструктуры.

Высокая степень износа судов и нехватка квалифицированных работников также являются серьезными проблемами, требующими немедленного решения. Для повышения эффективности речного судоходства необходимо провести модернизацию флота и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Короткий срок навигации в Ленском бассейне – четыре месяца – создаёт значительные трудности для обеспечения стабильного завоза грузов в удалённые регионы. В зимний период единственным доступным видом транспорта становится авиация, что увеличивает стоимость доставки и усложняет логистику.

Для решения этой проблемы необходимо не только улучшать техническое состояние судов и портов, но и развивать инфраструктуру для продления навигации, например, строить ледоколы и использовать технологии для очистки рек от льда.

Кроме того, крайне важно обеспечить профессиональную ориентацию молодёжи со школы и повышать престиж морских и инженерных профессий. Это можно сделать через образовательные программы, стажировки на предприятиях и сотрудничество с университетами и колледжами, уточнили на совещании.

Закон о северном завозе был принят для повышения транспортной доступности в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне РФ. Он устанавливает механизмы планирования и приоритизации доставки грузов, что позволяет более эффективно распределять ресурсы и обеспечивать своевременное снабжение удалённых регионов.

Механизмы распределения показали свою эффективность в снижении времени доставки и уменьшении издержек. Для дальнейшего улучшения ситуации необходимо развивать цифровую инфраструктуру, внедрять современные технологии и повышать координацию между различными участниками логистического процесса.

Пути решения транспортных проблем Крайнего Севера

Для обеспечения устойчивого функционирования системы северного завоза в Совете Федерации предложили рассмотреть возможность введения повышающего коэффициента при распределении межбюджетных трансфертов для территорий, где осуществляется северный завоз. Это позволит более эффективно использовать бюджетные средства и стимулировать обновление транспортной инфраструктуры.

Автозимники представляют собой важный элемент транспортной системы в условиях Крайнего Севера и Арктики. Однако их значительная протяженность требует значительных финансовых вложений на обустройство и содержание. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность частичного финансирования расходов на содержание автозимников за счет федерального бюджета.

Для повышения эффективности управления транспортной инфраструктурой в условиях сезонного использования необходимо законодательно закрепить понятие сезонной автомобильной дороги.

Финансовая поддержка

Казначейские кредиты на один год предоставляются регионам для покрытия временных кассовых разрывов и финансирования текущих расходов.

В Совете Федерации предлагается увеличить срок казначейских кредитов до двух лет, чтобы регионы могли более эффективно планировать свои бюджеты и справляться с долгосрочными финансовыми вызовами. Это также позволит регионам более гибко использовать кредитные средства для реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов.

Обсуждается возможность выдачи казначейских кредитов на три года, что позволит регионам более стабильно планировать свои финансовые потоки и использовать кредитные средства для долгосрочных инвестиций.

Министерство финансов пока не озвучивало свою позицию по кредитам на 2026–2027 годы, но ожидается, что решение будет принято в ближайшее время. Это связано с необходимостью тщательного анализа экономической ситуации в регионах и возможных рисков для федерального бюджета.

Самое читаемое
Exit mobile version