История F-16
General Dynamics F-16 Fighting Falcon появился в начале 1970-х годов, когда ВВС США понадобился недорогой дневной сверхзвуковой истребитель с высокой маневренностью, динамическими характеристиками и дальностью полета, способный эффективно действовать на сверхзвуковых скоростях. Группа инженеров компании General Dynamics под руководством Роберта Генри Видмера (Robert H. Widmer) разработала удачный прототип YF-16, который в 1974 году обошел в конкурсе и конкурента от Northrop (впоследствии эволюционировавшего в палубный F/A-18 Hornet Корпуса морской пехоты), и французский Dassault-Breguet Mirage F1M-53, и британо-французский SEPECAT Jaguar, и шведский Saab 37E "Eurofighter" (Viggen). Самолет получился более маневренным по сравнению с соперниками, обладал большим радиусом действия, был дешевым в эксплуатации и использовал такой же двигатель, что и более крупный McDonnell Douglas F-15 Eagle.
В 1975 году началось производство серийного F-16, несколько отличавшегося от прототипа. Тогда же контракт на покупку большой партии самолетов подписали Бельгия, Нидерланды, Норвегия и Дания. Заводы в этих странах также участвовали в серийном производстве самолетов или отдельных компонентов для них. Позже к серийному производству F-16 присоединились Турция и Республика Корея. Япония на основе F-16 разработала собственный истребитель Mitsubishi F-2.
Общее количество выпущенных самолетов F-16, по данным из открытых источников, превышает 4,6 тыс. единиц. Это самый массовый истребитель четвертого поколения в мире.
Официальное прозвище Fighting Falcon ("боевой сокол") самолет получил только в 1980 году в честь талисмана Военно-воздушной академии США. Американские пилоты предпочитают неофициальное прозвище Viper ("гадюка"), из-за некоторого внешнего сходства и со змеей, и с одноименным выдуманным истребителем из научно-фантастического телесериала "Звездный крейсер «Галактика»".
Основные характеристики и возможности F-16
F-16 – многофункциональный легкий сверхзвуковой истребитель четвертого поколения. Изначально самолет предназначался для управления одним пилотом, но потом, в процессе модернизации, появились и двухместные варианты. Беспереплетный фонарь кабины пилота обеспечивает ему хороший обзор, даже за счет ухудшения аэродинамики и повышения радиолокационной заметности.
По данным из открытых источников, на высоте 12,2 км F-16 может развивать скорость до 2178 км/ч, на уровне моря – 1482 км/ч. Скороподъемность составляет примерно 275 м/с. Самолет выдерживает перегрузки до +9 g. Максимальная перегоночная дальность полета – около 4,5 тыс. км, радиус действия, в зависимости от комбинации боевой нагрузки и топливных баков, может превышать 1,7 тыс. км. Отличается хорошей горизонтальной и вертикальной маневренностью. Реальные характеристики могут заметно отличаться от модификации к модификации.
В отличие от некоторых американских истребителей предыдущих поколений, F-16 оснащен встроенным вооружением – шестиствольной 20-мм авиапушкой M61A1 Vulcan. Авиапушка обладает теоретической скорострельностью 6 тыс. выстрелов в минуту. На девять точек внешней подвески можно устанавливать разнообразное вооружение – ракеты "воздух – воздух", "воздух – поверхность", "воздух – корабль", блоки неуправляемых реактивных снарядов (НУРС), корректируемые и свободнопадающие авиабомбы, оборудование радиоэлектронной борьбы, системы наведения оружия на цель, подвесные топливные баки. Хотя "боевой сокол" изначально создавался как самолет завоевания превосходства в воздухе, со временем он получил возможность успешно атаковать наземные и надводные цели.
F-16 может применять ядерное оружие. Некоторые модификации способны нести на внешней подвеске термоядерные бомбы изменяемой мощности B83 или B61.
С 1975 года F-16 неоднократно модернизировался и модифицировался. Усовершенствовалась конструкция самолета, бортовая электроника, двигатели, расширялись возможности по применению новых моделей оружия. Из дневного истребителя он стал многофункциональным боевым самолетом. Некоторые государства, например Израиль, разрабатывали собственные программы модернизации американского истребителя.
Где используется F-16
F-16 – самый массовый современный боевой самолет. По данным из открытых источников, в 2022 году на вооружении состояло более 2,2 тыс. "боевых соколов" – это 15% от общего количества боевых самолетов мира. Еще более 600 машин этого типа используются как учебно-тренировочные.
Боевой дебют Fighting Falcon состоялся во время гражданской войны в Ливане. Израильский истребитель в 1981 году огнем авиапушки сбил сирийский вертолет Ми-8 над долиной Бекаа. С тех пор F-16 регулярно используются во время обострений арабо-израильского конфликта.
F-16 применялись во время операции "Буря в пустыне", бомбардировок Югославии силами НАТО, вторжения в Ирак и в Афганистан, индо-пакистанского противостояния. Эти самолеты активно используются участниками иностранных интервенций в Сирии и Йемене.
В 2023 году F-16 состоит на вооружении более чем 20 государств, еще несколько планируют приобрести самолеты этой модели. Крупнейшим оператором остается США. Также в большом количестве Fighting Falcon используются в Израиле, Республике Корея, Египте, Турции, Греции, Тайване. Относительно низкая стоимость эксплуатации, большое разнообразие модификаций и пакетов модернизации, хорошая доступность запасных частей, тактическая гибкость делают этот сверхзвуковой истребитель привлекательным для стран, которые нуждаются в массовом бюджетном многофункциональном боевом самолете.