Профиль

Справка "Профиля": российский истребитель пятого поколения Су-75 Checkmate

Что известно о перспективном российском легком истребителе Су-75

Опытный образец российского истребителя пятого поколения Су-75 Chekmate может появиться до конца 2025 года. Об этом рассказал в понедельник, 13 ноября, вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. "Профиль" разобрался, что известно о перспективном боевом самолете.

Истребитель Су-75

Истребитель Су-75

©Leonid Faerberg/Global Look Press
Содержание:

История создания

Однодвигательный легкий истребитель Су-75 – инициативная разработка компании "Сухой". Она была изначально ориентирована на экспорт, поэтому получила англоязычное название. В переводе оно означает "шах и мат".

Су-75 не имеет аналогов в Воздушно-космических силах РФ. Однодвигательных истребителей даже четвертого поколения в России нет, на современных российских боевых самолетах используется два и более двигателя.

Проектирование нового самолета заняло год. Процесс удалось ускорить благодаря тому, что применялись наработки по серийному истребителю пятого поколения Су-57. Сообщалось, что в процессе проектирования активно использовали суперкомпьютеры.

Макет Су-75 Checkmate представили публике на авиасалоне "МАКС" 20 июля 2021 года. Позже его показали на выставке Dubai Airshow. По состоянию на ноябрь 2023 года работа над самолетом продолжается.

Основные характеристики

Су-75 Checkmate – легкий тактический истребитель пятого поколения. В нем используются технологии малозаметности.

Самолет будет оснащаться одним турбореактивным двигателем АЛ-41Ф1. Два таких же устанавливают на истребители Су-57. Потом его могут заменить на перспективный двигатель "изделие 30". Расчетная максимальная скорость – около 2450 км/ч, практическая дальность полета – около 2900–3000 км, практический потолок – 16,5 км.

Отличительная особенность проекта – модульная конструкция, которая позволяет оптимизировать самолет под различные пожелания заказчика. Он может быть одноместным, двухместным или беспилотным, комплектоваться разными наборами радиоэлектронного оборудования и вооружения. Предполагается даже разработка палубной версии.

Истребитель Су-75

ALI HAIDER / EPA / ТАСС

Планируется установка бортового радиолокатора с активной фазированной антенной решеткой, оптической локационной станции, оптико-электронной прицельной системы "КОЭПС-75" и другой современной радиоэлектроники.

На Су-75 Checkmate будут устанавливать бортовое оборудование с элементами искусственного интеллекта. Панели приборов заменены на панорамные сенсорные экраны, выдающие летчику всю необходимую информацию. Пилот сможет сконцентрироваться на управлении самолетом и ведении боя.

Планируемая боевая нагрузка составит 7400 кг. В трех внутренних отсеках самолет сможет нести ракеты класса "воздух – воздух" и "воздух – поверхность", а также управляемые авиабомбы. Возможна установка внешнего контейнера с двуствольной авиапушкой ГШ-23. Предполагается, что пилот самолета базовой конфигурации сможет одновременно атаковать до шести целей.

Потенциальные покупатели

В 2021 году вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов сообщал, что спрос на Су-75 Checkmate оценивается примерно в 300 самолетов. Его покупателями могут стать Индия, Вьетнам, страны Африки и другие государства, заинтересованные в недорогом боевом самолете пятого поколения.

Предполагается, что цена одного серийного самолета составит от $25 млн до $30 млн. Самолет должен конкурировать с американским самолетом пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II и истребителями четвертого поколения Saab JAS 39 Gripen и Dassault Rafale. Первый, по данным некоторых СМИ, стоит около $115 млн, второй – до $60 млн, а третий – около $90 млн. В Ростехе, частью которого является "Сухой", рассчитывают, что стоимость летного часа нового российского истребителя пятого поколения также окажется гораздо ниже, чем у иностранных конкурентов.

Самое читаемое
Exit mobile version