В пояснительной записке отмечается, что решение проблемы навязывания покупателю дополнительных товаров и услуг за отдельную плату имеет большое общественное значение, поскольку чаще всего такие действия основаны "на манипулировании и угрозе применения к потребителю негативных последствий". В частности, речь идет об отказе в заключении договора, взыскании с покупателя убытков или неустойки. В результате потребитель вынужден заключать договор на невыгодных для себя условиях.
"Так, одной из самых распространенных недобросовестных […] стала практика, при которой хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт) заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»)", – говорится в пояснительной записке.
В случае принятия закона его действие вступит в силу с 1 сентября 2025 года.