Профиль

Учёные ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Сотрудники Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС провели исследование среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс из 12 регионов, которое позволило определить рейтинг методических проблем при использовании новых педагогических технологий обучения.

Как рассказали «Профилю» в пресс-службе РАНХИГС, с явным отрывом в «горячей десятке» лидирует отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий и недостаточная компетентность в теории технологизации образования. Третье место рейтинга поделили в том числе «неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников» и «незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности».

Далее в перечне следует неинформированность опрошенных о методах саморегуляции и самоуправления эмоционально-психологическим и физическим состоянием, неумение адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности, ограничения возможности прохождения методических стажировок, а также незнание методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.

Анализ полученных данных свидетельствует: несмотря на то, что требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) ориентированы на использование новых технологий с учетом формирования не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов образования, преобладающими в школе остаются старые классические методы преподавания. Причем лидирующие позиции, как и прежде, занимает традиционный урок. А инновационной форме занятий учителя отводят лишь 38% учебного времени, тогда как хотели бы – 60%.

Авторы исследования указывают на важнейшую организационную причину данной нестыковки – острую нехватку времени. Так, если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше. Высоки временные затраты и на «подготовку практических занятий», «организацию компьютерного и интерактивного обучения» (49 и 42% соответственно). Меньше всего педагоги тратят на подготовку лекций и домашних заданий обучающимся. Последнее обстоятельство наводит на мысль о возможной недооценке учителями значения методического обеспечения детской самостоятельной работы.

Столь впечатляюще высокие по времени затраты на подготовку вызваны, по предположению ученых, не только сложностью инновационных уроков, но и отсутствием необходимой компетентности, позволяющей рационализировать проектировочную деятельность, у преподавателей. В то же время важно, что участники опроса признают необходимость увеличения доли таких форм обучения, как компьютерное и интерактивное (с 32 до 41% учебного времени), самостоятельная классная работа (с 33 до 47%), конференции (с 10 до 16%).

Анализ результатов исследования позволил также установить рейтинг барьеров, которые чаще всего испытывают учителя при подготовке и проведении инновационных уроков. Отметим самые распространенные из них. Это «большие временные затраты на подготовку» и «отсутствие необходимых наглядных и дидактических материалов». Педагоги указывают и на недостаточное предложение услуг со стороны курсов повышения квалификации, высокую наполняемость классов (3-е место рейтинга) и дефицит необходимой методической литературы (4-е место), сетуют на «избыток различных совещаний» и «отсутствие компетентных консультантов».

Все перечисленные барьеры тесно взаимосвязаны, подчеркивают авторы опроса. Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования. Вместе с тем хотя недостаточную методологическую, психолого-педагогическую, методическую и технологическую компетентность (субъективные барьеры) респонденты оценили как менее значимую трудность в подготовке и проведении инновационных уроков (8-е и 9-е места рейтинга соответственно), принижать ее значение не следует. Некомпетентность в этих сферах является серьезным препятствием для освоения и внедрения педагогических новшеств.

В ходе данного исследования методических затруднений учителей при использовании новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ОО были опрошены 173 учителя начальных классов и 239 представителей основной и старшей школы. Педагогический стаж респондентов варьировался в интервалах: до 5 лет (8,9% от числа опрошенных), от 5 до 10 лет (9,9%), от 10 до 20 лет (33,9%) и педагоги-мастера (47,3%). Специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, были представлены 60,7% респондентов.

Самое читаемое
Exit mobile version