Ранее российский военный эксперт Алексей Леонков назвал в своей статье для еженедельника «Звезда» малозаметные самолеты «бессмысленной технологией». По мнению специалиста, данные об уровне малозаметности американских самолетов необъективны и не соответствуют действительности, а реализация этой технологии не обеспечивает достаточного снижения заметности до уровня, который давал бы боевое преимущество.
«На самом деле это все спекуляции, – прокомментировал собеседник “Профиля” – Мы имеем с одной стороны официальные данные о показателях ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). Они могут быть и занижены – чем меньше ЭПР, тем выше уровень малозаметности. С другой мы имеем данные “отечественных аналитиков”, представляющие собой досужие рассуждения любителей авиации на форумах. Многие из посетителей форумов являются профессионалами, разбираются в теме на уровне профессионалов, но комплекс этих рассуждений, не основанный на надежных моделях и проверяемых расчетах, нельзя брать за опору для сравнения. А серьезных работ с такими расчетами нет в общем доступе – и долгие годы еще не будет, потому что сами по себе эти модели и расчеты составляют государственную тайну. Если же рассуждать чисто логически, то наличие технологии снижения заметности дает преимущество в бою – но оно, разумеется, зависит от условий схватки».
По словам собеседника «Профиля», никто и никогда не гарантировал «стелс-самолетам» полную невидимость – речь идет именно о снижении заметности, которое может быть различным в зависимости от задач конкретного самолета и вариантов его применения.
«Кроме того, сама технология совершенствуется. Естественно, на Су-57 она более развита, основана на более совершенной математической модели, чем та, что была положена в 1980-х годах в основу концепта ATF, из которого вырос F-22. Это неизбежно, разница между этими проектами составляет 20 лет, и при всех проблемах мы не стояли на месте. Но говорить о ее бессмысленности совершенно некорректно. В любом случае малозаметные американские (как и наши, так и китайские) истребители при прочих равных будет сложнее обнаружить, сложнее сбить. И для противодействия им придется прикладывать намного больше усилий, чем в случае боя с обычными самолетами поколения 4/4+/4++, где в лучшем случае применяются отдельные элементы этой технологии», – заключил собеседник «Профиля».
Ранее «Профиль» сообщил, что новейшая российская загоризонтная станция «Контейнер» способна обнаруживать малозаметные летательные аппараты на очень больших расстояниях – за тысячи километров. Загоризонтные РЛС не обладают достаточной точностью, чтобы по их данным могли вести стрельбу системы ПВО, однако они позволяют фиксировать угрозы, обеспечивая раннее обнаружение потенциально опасных целей. РЛС «Контейнер» представляет собой сложный комплекс антенных полей. Передающая часть станции расположена в Нижегородской области, а приемная – в Мордовии, где раскинуто поле из почти 150 тридцатиметровых антенн.