О разработке "Касатки" рассказал в интервью ТАСС исполнительный директор научно-производственного предприятия "Радар-ММС" Иван Анцев. Он отметил, что "Касатка" может использоваться и для гражданских целей. "Работы с Минобороны как с заказчиком ведутся не первый год, вектор уже задан, элементы системы уже сейчас размещаются на летательных аппаратах Минобороны России. Мы активно используем комплекс «Касатка» и в гражданской сфере, в том числе на наших беспилотниках для геологоразведки, доставки грузов, а также мониторинга земной поверхности. Его эффективность уже оценили ряд крупных геологоразведочных компаний и МЧС России", – отметил Анцев.
По словам руководителя предприятия, носителем комплекса в перспективе должен стать специальный вариант нового российского пассажирского самолета Ил-114-300. "Я считаю, что у него высокий экспортный потенциал для решения задач спецавиации, патрульных и поисково-спасательных самолетов", – отметил специалист.
Анцев подчеркнул, что использование искусственного интеллекта облегчает распознавание и классификацию объектов, помогая человеку принимать решения. При этом возможности системы растут по мере накопления опыта. "В комплексе мы сегодня активно внедряем и развиваем алгоритмы искусственного интеллекта, благодаря этому он становится самообучаемым: чем больше мы летаем и чем больше информации получаем, тем умнее он становится. Благодаря искусственному интеллекту на борту появляются новые возможности для максимально точного распознавания и классификации объектов, а также внедрения новых элементов поддержки принятия решений операторско-штурманским составом", – сказал он.
Как отметил директор "Радар-ММС", система унифицирована для работы на борту самолетов, вертолетов и беспилотников, а также имеет элементы надводного и наземного базирования. Это обеспечивает обмен информацией в реальном времени и оперативную корретировку задач в зависимости от обстановки.
Комплекс "Касатка", работающий под управлением многофункциональной информационно-управляющей системы, предназначен для обнаружения подводных и надводных объектов, включая боевые корабли и подлодки, выдачи целеуказания, поисково-спасательных работ, экологического мониторинга акваторий и прибрежных зон. Система строится на принципах открытой архитектуры, модульной конструкции и возможности адаптации к различным типам летательных аппаратов-носителей.
В настоящее время в России изучается возможность создания нового поколения разведывательных, противолодочных и иных специальных самолетов на основе пассажирского Ил-114-300. В настоящее время основным противолодочным самолетом авиации ВМФ России является Ил-38, построенный на базе более крупного пассажирского лайнера Ил-18. По мнению собеседников "Профиля" в военном ведомстве, противолодочный самолет на базе Ил-114 может дополнить парк Ил-38, но для его замены требуется другая машина. "С учетом дальности и продолжительности полета Ил-38 его нужно менять на что-то более крупное: у Ил-114 радиус будет заканчиваться там, где у Ил-38 только начинается патрулирование", – отметил собеседник редакции.
Ранее "Профиль" оценил потенциальные объемы закупок российскими госструктурами специальных самолетов на основе пассажирских и грузовых платформ для выполнения различных задач, в первую очередь в военных целях.