Разработку представила аспирантка МАИ Татьяна Воронка. Ее решение уже применяется в новых проектах ГосНИИАС.
Суть технологии – в компенсации временных задержек при телеуправлении. Это особенно важно в ситуациях, когда сигнал может запаздывать на полторы-две секунды. Разработка позволяет точно управлять различными беспилотными системами, в том числе тяжелыми летательными аппаратами, даже в условиях сильного отставания сигнала. Система может корректировать полет в реальном времени, предугадывая действия оператора и подстраиваясь под тип конкретного аппарата.
Исследования в этой области начались в МАИ еще в 2013 году в рамках космического проекта с участием Сколтеха и MIT. Тогда специалисты столкнулись с серьезной проблемой: при управлении грузовым кораблем "Прогресс", стыкующимся с МКС, видеосигнал задерживался на секунду и более. Это мешало точному маневрированию. Доцент МАИ Михаил Тяглик предложил модернизированные алгоритмы управления, устойчивые к таким задержкам.
Позже Воронка адаптировала эти подходы для беспилотной авиации, где даже небольшие задержки – например, в 0,3 секунды – могут повлиять на результат. По ее словам, работа была направлена на создание универсального подхода, который учитывает как особенности техники, так и человеческий фактор.
В рамках совместного проекта с ГосНИИАС под руководством Тяглика была создана система, способная компенсировать задержки при управлении не только дронами, но и большими транспортными самолетами. Она включает в себя прогнозирование траектории, динамическую коррекцию интерфейсов и учет реакций человека-оператора. Все это в итоге повышает точность и безопасность, особенно в экстренных ситуациях, таких как отказ пилотажной системы.