Работу над новой камерой возглавили профессор Клаус Сулинг и доктор Якуб Недбал. Команда ученых создала цифровую камеру высокого разрешения и программное обеспечение, которое точно определяет, где на снимке старинный лак, а где – участки краски, связующего состава или холста. Подробное описание изобретения опубликовано в статье в научном журнале Heritage Science.
"Большинство картин, созданных до конца XIX века, многократно покрывались лаком. Из-за его деградации они выглядят блеклыми или пожелтевшими", – объяснил профессор Сулинг пресс-службе Королевского колледжа. Современная методика реставрации старинных полотен требует от специалистов находить участки лака на глаз в ультрафиолетовом свете, прежде чем удалить их. Качество такой работы сильно зависит от опыта и квалификации реставратора. Случаются ошибки, в результате которых повреждаются картины. Новый прибор поможет сделать процесс по-настоящему точным и не зависящим от субъективного восприятия специалистов по реставрации.
Устройство получилось портативным. Камера в сборе весит 4,8 кг. Прибор использует принцип микроскопии визуализации времен жизни флуоресценции (FLIM). Камера с разрешением матрицы 25 тыс. пикселей фиксирует флуоресценцию, возникающую при подсветке диодным лазером синего спектра с длиной волны 440 нм. После этого специальное программное обеспечение попиксельно сравнивает характер свечения и точно определяет участки, на которых находятся следы старого лака. Реставраторы потом могут удалить даже самые мелкие участки такого поврежденного покрытия.
Авторы изобретения признают, что оно все еще нуждается в доработке. Один из принципиальных путей усовершенствования – установка в систему подсветки другого лазера и специально разработанных оптических элементов. В экспериментальной камере использовали лазер синего спектра как безопасный для пользователей и картины. Ультрафиолетовый лазер, работающий пикосекундными импульсами, может дать больше информации о материалах полотна.
Новую камеру уже опробовали специалисты-реставраторы. Они работали с фрагментом написанной в конце XVIII века неизвестным художником картины "Тайная вечеря", и остались довольны результатами. "Эта техника дала более детальную информацию о краске и лаке во время тестирования, чем любой другой предшествующий метод. Открывается возможность для полного сканирования картины во время снятия лака. Если этого удастся достигнуть, то наступит большой прогресс в деле сохранения старинных полотен", – поделилась мнением об изобретении глава отдела консервации и технологий искусства Института искусства Курто профессор Авива Бернсток.