Речь идет о гене под названием NPSR1. Как выяснилось, грызуны с мутацией в NPSR1 оказались более активны по сравнению с мышами из контрольной группы и больше двигались как днем, так и ночью. При этом животные с мутацией спали в среднем на 71 минуту меньше, чем обычные мыши. Кроме того, они гораздо быстрее восстанавливались после шестичасовой депривации сна.
Чтобы выяснить, страдают ли грызуны с мутантным геном от когнитивных нарушений, ученые провели эксперимент на контекстно обусловленный страх, в котором задействована память о прошлых событиях. В итоге выяснилось, что у животных, которым незадолго до теста спать не давали, результаты были хуже, чем у тех, которые спали вволю. Однако мыши с мутацией в гене NPSR1 проходили тест после 6-часовой депривации сна не хуже, чем мыши из контрольной группы и лучше, чем грызуны, которым спать не давали.
Считается, что у людей такие гены могут получить распространение из-за того, что сегодня мы живем при свете даже ночью. Однако пока подобные мутации довольно редки. Теперь ученые планируют выяснить, почему они не получают повсеместного распространения и с чем связано их появление.