Исследования в области нейробиологии показывали, что подростки будто запрограммированы на принятие неверных решений. В этом возрасте области мозга, связанные с самоконтролем и планированием, например, префронтальная кора, все еще развиваются, пишет The Conversation.
В то же время подростковый возраст – это время повышенной активности в области мозга, которая относится к системе вознаграждения, а именно в полосатом теле. Неконтролируемые подростки не могут сдерживать импульсы, посколько мозг еще развит неравномерно, указывают ученые.
Кроме того, по словам психологов, дети этого возраста незаслуженно получили плохую репутацию. Они ведут себя как бунтари неспроста – это часть процесса взросления, когда необходимо исследовать окружение и узнать о нем все. С точки зрения развития, отмечают специалисты, задача подростка – пробовать новые модели поведения. Иногда это сопряжено с риском, но не обязательно он является целью.
Подростки не принимают решения, как взрослые: для первых особенно важно вознаграждение. Если дети знают, что оно следует за сложной задачей, то лучше и в некоторых случаях даже точнее, чем люди старше, справляются с проблемой. Если награда высокая, то активность в области мозга, отвечающей за дисциплину, более активна у подростков, чем у взрослых. Эта категория детей больше ценит одобрение сверстников и поощрения, чем отложенное вознаграждение – например, финансовую стабильность в будущем.
Важный этап в формировании личности – приобретение опыта. Для подростков, обращают внимание психологи, это значит действовать, не зная заранее результат. Это также предполагает некоторый риск, необходимый для получения новой информации.
Кроме того, если подростки могут получить большее вознаграждение, они, скорее всего, выберут рисковать, даже если существует вероятность проигрыша. Эксперты поясняют, что познание мира обязательно связано с риском. В период взросления подростки также должны сформировать свою идентичность, поэтому такой жизненный этап связан с повышенной независимостью и социализацией.
Исследователи отмечают, что хоть родителям и учителям часто кажется поведение подростков иррациональным и рискованным, нужно помнить о ценности такого опыта для становления личности. В таком случае поступки детей могут показаться не такими странными.