Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Стартовала 71-я Российская антарктическая экспедиция

Из Санкт-Петербурга в Антарктику вышло научно-экспедиционное судно "Академик Фёдоров" Арктического и антарктического научно-исследовательского института с участниками 71-й Российской антарктической экспедиции на борту, сообщают в ААНИИ 5 ноября 2025 года, в среду.

Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" отправилось в Антарктиду

Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" (архивное фото)

©juan68/Shutterstock/Fotodom

"Академик Фролов" преодолеет 15.000 км по водам Атлантического, Индийского и Южного океанов. Он доставит в Антарктиду участников сезонных научных работ, зимовочный персонал и более 2.000 тонн экспедиционного груза. Запланирована краткая стоянка в Кейптауне, прибытие к ледяному континенту ожидается во второй половине декабря. "Академик Фёдоров" посетит станции "Прогресс", "Мирный", "Новолазаревская", полевую базу "Молодёжная", станцию "Гора Вечерняя" Белорусской антарктической экспедиции, а также выполнит морские научные исследования в Южном океане. Плавание продлится более пяти месяцев, после чего судно вернётся в Санкт-Петербург.

В январе 2026 года в Антарктиду направится второе судно обеспечения ААНИИ – НЭС "Академик Трёшников". Оно зайдёт в Монтевидео, а потом проследует на российские станции "Беллинсгаузен" и "Прогресс", а также на полевую базу "Молодёжная". Задача "Академика Трёшникова" – обеспечение научных работ и выполнение морских исследований в Южном океане, а также доставка снабжения на станции. Возвращение в Санкт-Петербург запланировано на май 2026 года.

"Новый сезон Российской антарктической экспедиции – один из важнейших этапов в непрерывном развитии отечественных исследований в Антарктике. Для нас это не просто период полевых работ, а комплексная программа, объединяющая фундаментальную науку, современные технологии и международное взаимодействие. В этом сезоне мы сосредоточимся на получении новых данных и наблюдений, которые помогут лучше понять климатические процессы, происходящие в Антарктиде и мире", – отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Научная программа экспедиции включает около 47 комплексных исследований с участием представителей 23 научных институтов и организаций. Среди них – ученые ААНИИ, Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов и мирового океана имени академика И.С. Грамберга (ВНИИОкеангеология), Всероссийского геологического института им. А.П. Карпинского, Института океанологии РАН, Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН, Института медико-биологических проблем РАН, Научно-исследовательского института гриппа им. А.А. Смородинцева, Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова и других партнеров.

Планируемые работы охватят широкий спектр направлений – от микромира до космических исследований. Будут продолжены круглогодичные метеорологические, радиологические и геофизические наблюдения, сезонные океанологические исследования Южного океана, мониторинг фауны на субантарктических островах с учетом и изучением животных. Предусмотрены поиски перспективных лекарственных соединений в уникальных антарктических микроорганизмах и проведение медицинских исследований с использованием современных диагностических систем, представляющих интерес для будущих космических полетов и напланетных баз.

На станции "Восток" стартуют работы по строительству нового подснежного кернохранилища для древнего льда возрастом до 1,2 млн лет, получаемого из ледника с глубины около 3600 метров.

Планируется развитие и международного сотрудничества:

В ААНИИ также сообщают, что в Антарктиде начался сезон авиаперелетов. Российская станция "Новолазаревская" ведет прием самолетов Ил-76 по международной программе ДРОМЛАН, в ближайшие дни начнет работу аэродром "Зенит" на станции Прогресс. Аэродром был открыт в 2012 году, а с 2022 года может принимать тяжелые воздушные суда типа Ил-76 и самолеты малой авиации. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 3000 м, а ширина – 100 м.

Первый рейс ИЛ-76ТД-90ВД авиакомпании "Волга-Днепр" по маршруту Кейптаун – "Прогресс" состоялся 7 ноября 2022 года. Самолет пролетел 5300 км за 6,5 часа и доставил в Антарктиду 6,6 тонны груза и 82 участника Российской антарктической экспедиции.

В сезоне 2025–2026 годов по программе ДРОМЛАН российские полярники примут около 20 авиарейсов Ил-76, что позволит эффективно организовать логистику научных миссий разных стран и обеспечить бесперебойную деятельность исследовательских станций. Специалисты Российской антарктической экспедиции также обеспечат работу посадочных площадок станций "Восток", "Мирный" и полевой базы "Молодёжная" для возможных внутриконтинентальных перелетов, а вертолеты доставят сезонные исследовательские группы в труднодоступные районы.

Всего в 71-й РАЭ, с учетом зимовочного состава 70-й РАЭ и экипажей воздушных и морских судов, примут участие около 500 полярников.

Самое читаемое
Exit mobile version