В недавнем исследовании нейробиологи Марьям Хасанташ и Роза Лафер-Суза показали участникам реальные предметы, освещенные энергосберегающими желтыми лампами низкого давления, которые можно часто увидеть в гараже.
Добровольцы при этом все еще могли распознавать объекты, такие как клубника и апельсины, «купающиеся» в желтом свете. Таким образом они доказали, что цвет не является критически важным фактором для распознавания объектов. Однако фрукты выглядели неаппетитными.
Участники эксперимента также могли узнавать лица, но они выглядели зелеными и больными. Исследователи связали это с тем, что ожидания о нормальной окраске лица у испытуемых нарушились из-за желтых ламп. Зеленый цвет лица – это своего рода сигнал ошибки, говорящий человеку, что что-то не так.
«Этот феномен является примером того, как ваше знание может повлиять на ваше восприятие. Иногда то, что вы знаете или думаете, что знаете, влияет на то, что вы видите», – объяснили ученые, пишет Real Clear Science.
Исследователи объяснили, что цвет, скорее, важен не для обозначения материала или внешнего вида, а для описания качества того или иного предмета. По их словам, каждый человек может воспринимать цвет по-разному из-за сигналов в его мозге. При этом ассоциации, которые будут возникать в этот момент, будут абсолютно индивидуальными. Кроме того, во время восприятия цвета может идти речь и о личных эмоциях. То есть, говорят ученые, если один человек подсознательно ассоциирует красный цвет с чем-то вкусным, то другой воспринимает его как символ угрозы.