Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Могут ли отключить свет, воду, газ и канализацию за долги по ЖКУ: разъяснения, сроки и порядок

За просрочку оплаты ЖКУ начисляются пени за каждый день начиная с 31-го дня после наступления срока платежа. При накоплении задолженности потребители рискуют столкнуться с ограничением или приостановкой подачи коммунальных ресурсов, рассказала РБК юрист Адвокатской палаты Ростовской области Анна Салютина.

За просрочку оплаты ЖКУ начисляются пени за каждый день начиная с 31-го дня после наступления срока платежа. При накоплении задолженности потребители рискуют столкнуться с ограничением или приостановкой подачи коммунальных ресурсов, <a href="https://rbcrealty.ru/news/62d8f1569a7947b7df507fe6?from=newsfeed" target="_blank" redirect="false" rel="noopener">рассказала</a> РБК юрист Адвокатской палаты Ростовской области Анна Салютина."УК может по собственной инициативе ограничить и приостановить оказание коммунальных услуг. Отключение света, газа, горячего водоснабжения и отопления в неотапливаемый период года будет абсолютно законным. Нельзя отключить подачу энергоресурсов, если это затрагивает интересы других жильцов (отопление и ХВС не отключат точно, а свет, газ и ГВС – по обстоятельствам, если можно сделать это в отдельной квартире)", – говорит Салютина.Управляющие организации вправе предъявлять претензии должникам по истечении двух месяцев неуплаты, причем сделать это можно в любой момент спустя этот срок."Бывают ситуации, когда человек не платит годами, двухмесячный срок предъявления претензий прошел, а УК только сейчас вывесила списки должников. Нарушения в этом случае не будет: претензии должнику можно предъявлять в любое время по истечении двух месяцев неуплаты", – уточняет эксперт.Тем не менее, в 2021 году Роскомнадзор счел вывешивание списков на дверях подъезда о задолженности жильцов противозаконным и предупредил, что УК будут привлечены к ответственности по ст. 13.11 КоАП (сохранность персональных данных).Порог для ограничения услуг обычно связывают с величиной задолженности в размере двух месячных платежей по нормативу. Порядок уведомлений и сроки зависят от вида услуги.<h2><span class="anchor" id="Elektrosnabzhenie-1761372359230" data-point-name="Электроснабжение">Электроснабжение</span></h2>С момента вручения уведомления потребителю дается 20 дней для погашения долга хотя бы частично. Если средства не поступили, и должник не запросил отсрочку или реструктуризацию долга, то направляется повторное уведомление о санкциях. После него отводится еще три дня для урегулирования."Услуги отключает специалист поставщика – УК или ТСЖ, но требовать оплату компании могут только через суд. При отключении вам обязаны предоставить акт, который подписывают в трех экземплярах: для должника, ресурсоснабжающего предприятия (РСО) и управляющей компании", – отмечает Салютина.<h2><span class="anchor" id="Vodosnabzhenie-1761372354806" data-point-name="Водоснабжение">Водоснабжение</span></h2>На добровольное погашение долга по воде дается 30 дней. Если оплата не поступила, дополнительно ждут три дня, после чего подача ресурса блокируется – трубы перекрывают или заваривают. Коммунальные службы могут не заходить в квартиру: применяются способы установки заглушки из подвала. Расходы на ограничение услуги начисляются на счет должника. Параллельно ТСЖ или УК обращаются в суд с иском о взыскании.<h2><span class="anchor" id="Kanalizatsiya-1761372350454" data-point-name="Канализация">Канализация</span></h2>Приостановление возможно при накоплении задолженности в объеме двух месячных начислений по нормативу. На практике применяются технические меры ограничения в отношении отдельного помещения, если не затрагиваются права соседей.<h2><span class="anchor" id="Gazosnabzhenie-1761372345805" data-point-name="Газоснабжение">Газоснабжение</span></h2>Если образовался долг за два расчетных периода, абонента уведомляют дважды – за 40 и 20 дней до предполагаемого отключения. При игнорировании сообщений газ перекроют в течение трех дней с момента последнего уведомления. Возможны пломбирование газового оборудования, установка заглушки и даже демонтаж участка трубы.<h2><span class="anchor" id="Kak-vernut-uslugi-i-kakie-est-varianti-1761372341062" data-point-name="Как вернуть услуги и какие есть варианты">Как вернуть услуги и какие есть варианты</span></h2>Если начисления проводились, а доступ к ресурсам ограничен, решение можно оспорить в суде и добиться восстановления, а также компенсации от управляющей компании.Когда отключение правомерно, необходимо погасить долг и уведомить об этом ТСЖ или УК либо подать заявление о рассрочке. Этот вариант применим при уважительных причинах – длительная болезнь, потеря работы и т.п."Восстановление подачи услуг осуществляется в течение двух дней после полного погашения задолженности. Этот срок определен и для случаев незаконного отключения. Обжаловать решение можно в Государственной жилищной инспекции, суде и прокуратуре, использовать для этих целей онлайн-ресурсы. За неправомерное отключение услуги Ресурсоснабжающую организацию (РСО) ожидает солидный штраф", – подчеркивает Салютина.

Содержание:

"УК может по собственной инициативе ограничить и приостановить оказание коммунальных услуг. Отключение света, газа, горячего водоснабжения и отопления в неотапливаемый период года будет абсолютно законным. Нельзя отключить подачу энергоресурсов, если это затрагивает интересы других жильцов (отопление и ХВС не отключат точно, а свет, газ и ГВС – по обстоятельствам, если можно сделать это в отдельной квартире)", – говорит Салютина.

Управляющие организации вправе предъявлять претензии должникам по истечении двух месяцев неуплаты, причем сделать это можно в любой момент спустя этот срок.

"Бывают ситуации, когда человек не платит годами, двухмесячный срок предъявления претензий прошел, а УК только сейчас вывесила списки должников. Нарушения в этом случае не будет: претензии должнику можно предъявлять в любое время по истечении двух месяцев неуплаты", – уточняет эксперт.

Тем не менее, в 2021 году Роскомнадзор счел вывешивание списков на дверях подъезда о задолженности жильцов противозаконным и предупредил, что УК будут привлечены к ответственности по ст. 13.11 КоАП (сохранность персональных данных).

Порог для ограничения услуг обычно связывают с величиной задолженности в размере двух месячных платежей по нормативу. Порядок уведомлений и сроки зависят от вида услуги.

Электроснабжение

С момента вручения уведомления потребителю дается 20 дней для погашения долга хотя бы частично. Если средства не поступили, и должник не запросил отсрочку или реструктуризацию долга, то направляется повторное уведомление о санкциях. После него отводится еще три дня для урегулирования.

"Услуги отключает специалист поставщика – УК или ТСЖ, но требовать оплату компании могут только через суд. При отключении вам обязаны предоставить акт, который подписывают в трех экземплярах: для должника, ресурсоснабжающего предприятия (РСО) и управляющей компании", – отмечает Салютина.

Водоснабжение

На добровольное погашение долга по воде дается 30 дней. Если оплата не поступила, дополнительно ждут три дня, после чего подача ресурса блокируется – трубы перекрывают или заваривают. Коммунальные службы могут не заходить в квартиру: применяются способы установки заглушки из подвала. Расходы на ограничение услуги начисляются на счет должника. Параллельно ТСЖ или УК обращаются в суд с иском о взыскании.

Канализация

Приостановление возможно при накоплении задолженности в объеме двух месячных начислений по нормативу. На практике применяются технические меры ограничения в отношении отдельного помещения, если не затрагиваются права соседей.

Газоснабжение

Если образовался долг за два расчетных периода, абонента уведомляют дважды – за 40 и 20 дней до предполагаемого отключения. При игнорировании сообщений газ перекроют в течение трех дней с момента последнего уведомления. Возможны пломбирование газового оборудования, установка заглушки и даже демонтаж участка трубы.

Как вернуть услуги и какие есть варианты

Если начисления проводились, а доступ к ресурсам ограничен, решение можно оспорить в суде и добиться восстановления, а также компенсации от управляющей компании.

Когда отключение правомерно, необходимо погасить долг и уведомить об этом ТСЖ или УК либо подать заявление о рассрочке. Этот вариант применим при уважительных причинах – длительная болезнь, потеря работы и т.п.

"Восстановление подачи услуг осуществляется в течение двух дней после полного погашения задолженности. Этот срок определен и для случаев незаконного отключения. Обжаловать решение можно в Государственной жилищной инспекции, суде и прокуратуре, использовать для этих целей онлайн-ресурсы. За неправомерное отключение услуги Ресурсоснабжающую организацию (РСО) ожидает солидный штраф", – подчеркивает Салютина.

Самое читаемое
Exit mobile version