На момент начала конфликта в феврале 2022 года на украинской территории находилось более 17 тыс. российских и белорусских грузовых вагонов. Их общая стоимость превышает $1,1 млрд. Весной 2022 года украинские власти арестовали эти составы, передав их в пользование предприятия "Укрзализныця" («Украинская железная дорога»).
Потери понесли десятки российских транспортных компаний. К примеру, ГТЛК недосчиталась 673 вагонов стоимостью 1,4 млрд рублей. В списке пострадавших также значатся Первая грузовая компания, "Русагротранс" и другие крупные операторы.
До 2022 года перемещение вагонов между странами проходило без препятствий – действовали общие правила для железнодорожной колеи шириной 1520 мм. Теперь российские компании пытаются вернуть свое имущество или получить компенсацию.
Эксперты отмечают: новое расследование может стать ключом к решению вопроса о возмещении убытков. Транспортные компании еще в 2022 году просили Минтранс разработать схему компенсаций – тогда речь шла о сумме в 32 млрд рублей.
Помимо этого дела, следователи ведут несколько расследований по статье "Кража". По данным МВД, часть российских вагонов используется для военных нужд Украины.
Вагоны "Укрзализныця" начала изымать еще в 2022 году. Руководство компании-монополиста заявило, что все происходит "в рамках закона". Тогда речь шла о 3 тыс. вагонов.