Смолин заявил, что единый государственный экзамен в его нынешнем виде не очень совместим с воспитательной работой, а введение устной части на экзаменах по гуманитарным предметам позволило бы учащимся, во-первых, научиться говорить, а не только писать, и, во-вторых, научиться иметь собственную точку зрения и отстаивать ее.
Глава комитета Вячеслав Никонов напомнил, что многие институты и университеты могут проводить свои экзамены в дополнение к ЕГЭ. Кроме того, он подчеркнул, что введение устной части на ЕГЭ по гуманитарным предметам не связано с предметом законопроекта о воспитании.
По мнению статс-секретаря, заместителя министра образования РФ Алексея Корнеева, наличие обязательной устной части при сдаче ЕГЭ по литературе, истории, обществознанию неизбежно приведет к субъективным оценкам и утрате объективности и достоверности результатов экзамена в качестве универсального механизма итоговой аттестации.
Законопроект о воспитательной составляющей в образовании, внесенный в Государственную Думу Президентом России Владимиром Путиным, дает определение воспитанию как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения учащихся на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в российском обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, государства и общества, формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения памяти и подвигов защитников и героев Отечества. Законопроект принят в первом чтении, предполагается, что федеральный закон вступит в силу 1 сентября 2020 года.
Ранее «Профиль» писал о том, что в Госдуме ведется работа над законопроектом, который позволит абитуриентам пересдавать в этом же году предметы по выбору, а не только обязательные ЕГЭ. Сейчас сдавать повторно в этом же году можно только русский и математику, а с профильными предметами нужно ждать до следующего года. Авторы законопроекта считают, что повторная сдача всех ЕГЭ должна происходить в летний период этого же года, чтобы поступающим в вузы не приходилось откладывать обучение на следующий год.