Индийцы хотели бы, чтобы гость из России побыл у них подольше. При каждой встрече премьер Нарендра Моди приглашает российского лидера задержаться в Индии, чтобы поближе познакомиться со страной, и всякий раз Владимир Путин улетает, едва закончив дела.
В этот раз график получился особенно напряженным: менее чем за сутки президент России успел переговорить с Моди о положении дел в мире и развитии двусторонних отношений, побывать на бизнес-форуме, пообщаться с одаренными детьми и под занавес встретиться с президентом Рамнатхом Ковиндом.
Десять «четырехсотых»
Главная интрига саммита перестала быть таковой еще за несколько дней до его проведения в основном благодаря индийским СМИ, узнавшим, что Нью-Дели все-таки решился купить у Москвы пять полков С‑400 – 10 ракетных установок. Переговоры об этом шли с осени 2016 года, когда Путин и Моди объявили после саммита в Гоа о готовящейся сделке.
Со стороны это напоминало захватывающий политический триллер. После того как в США приняли Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), Индия обнаружила, что рискует попасть под вторичные санкции, если будет выполнять уже заключенные с Россией оружейные контракты. Но вопреки американским ожиданиям Нью-Дели объявил, что ограничениям подчиняться не будет. Чем больше давили США, тем сильнее сопротивлялась Индия. В итоге американцы оказались в сложной ситуации: Госдеп и Пентагон вынуждены были убеждать сенат и конгресс смягчить текст законопроекта, прописав в нем исключения для Индии, Вьетнама и Индонезии. Все эти страны Соединенные Штаты рассматривают как потенциальных ключевых союзников в регионе, но при этом все три государства имеют давние связи с Россией в сфере ВТС.
Пока в Америке обсуждали, надо ли наказывать Индию за сотрудничество с Россией, политики в Нью-Дели сохраняли олимпийское спокойствие. Они прекрасно понимали, что у США, если они не хотят лишиться потенциального стратегического партнера, нет другого варианта, кроме как вывести Индию из-под санкций. Расчет полностью оправдался: сразу после подписания договора о поставке Индии С‑400 американское посольство в Нью-Дели выступило с заявлением: дескать, Вашингтон вводил санкции не для того, чтобы нанести ущерб оборонным возможностям американских союзников, то есть индийцам беспокоиться не о чем.
России контракт на поставку С‑400 принесет $5 млрд. Но еще важнее, что одной поставкой дело не ограничится. Пять полков – это меньше необходимого минимума, их не хватит на то, чтобы закрыть даже всю сухопутную границу Индии, не говоря про основные базы флота. А значит, если не вмешаются соображения политического порядка, в будущем стоит ожидать новых контрактов.
Но не это главное. Решение Индии купить С‑400 – удар по всей системе американских санкций. Волей-неволей придется идти на уступки Вьетнаму с Индонезией и другим странам. Сразу после подписания контракта алжирцы заявили, что тоже хотят вывода из-под CAATSA: если Индии позволено, то почему им нельзя?
Не дразните лысого орла
Американцы от всего этого, разумеется, не в восторге. И в Нью-Дели решили по возможности еще сильнее гусей не дразнить. Поэтому во время визита Путина не было ничего такого, что можно было бы расценить как проявление излишне откровенных симпатий и готовность поддержать Россию в санкционной войне. Разве что Нарендра Моди объявил: теперь отношения между Москвой и Нью-Дели вышли на уровень «особо привилегированного стратегического партнерства», но что это означает в деталях, не объяснил.
На встрече за закрытыми дверьми Путин и Моди, очевидно, обсуждали, и как жить и торговать дальше в условиях наложенных США ограничений, и как быть с Ираном (американские санкции против него больно бьют по индийскому углеводородному импорту), куда вообще идет мир и как Москва и Нью-Дели будут выстраивать отношения в будущем. Но на пресс-конференцию Моди и Путин решили итоги этого разговора не выносить. Индийский премьер вообще был максимально тактичен, избегая упоминать о разногласиях между Россией и США.
Основное внимание во время визита российский президент уделил экономике. Это логично: как бы ни были крепки российско-индийские политические связи, без тесных экономических связей и роста товарооборота это замок, выстроенный на песке.
«У нас есть ориентир – довести к 2025 году двусторонний товарооборот до 30 миллиардов долларов, а взаимные инвестиции – до 15 миллиардов долларов в каждую из стран. Но мне кажется, что мы должны стремиться к большему».
Эта цель, поставленная Владимиром Путиным на бизнес-форуме в Нью-Дели, может показаться слишком оптимистичной. Даже в лучшие годы в течение последнего десятилетия двусторонняя торговля недотягивала до $11 млрд, а после проблем, начавшихся в российской экономике по результатам падения цен на нефть в 2014‑м, и вовсе сократилась до $7,8 млрд. Постепенно объем торговли восстанавливается, но очень медленно: в 2017 году он достиг $9,3 млрд. Для сравнения: торговля Индии с Китаем, который, в отличие от России, в Нью-Дели не считается «особо привилегированным стратегическим партнером», растет примерно на $10 млрд в год и по итогам 2018‑го, скорее всего, перевалит за $90 млрд.
Но у российско-индийской торговли все же есть шанс достичь поставленной президентом цели. В настоящий момент идут активные переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Индией и Евразийским экономическим союзом. Опыт показывает, что введение ЗСТ может вызвать резкий рост товарооборота: после того как ЕАЭС заключил соответствующий договор с Вьетнамом, в первый же год объем их торговли увеличился на 30% и продолжает расти.
К тому же постепенно завершаются работы по созданию коридора «Север–Юг». Этот проект стартовал почти 20 лет назад, но вскоре столкнулся с трудностями. Обнаружилось, что иранские порты и железные дороги физически не могут пропустить необходимое количество контейнеров, и самостоятельно Иран эту проблему решить не в состоянии – не хватает денег. Сложилась парадоксальная ситуация: южный и северный участки пути (Индия–Иран и Иран–Россия) успешно работают, а трансиранский участок из-за неразвитости инфраструктуры простаивает. Инвестиции искали долго и с большим трудом, работа шла медленно, но наконец близка к окончанию. В преддверии запуска коридора РЖД и госпредприятие Indian Railways, контролирующее всю железнодорожную сеть Индии, заявили о намерении создать совместного оператора.
Таким образом, после реализации обоих проектов – создания ЗСТ и окончания строительства коридора – между Россией и Индией наконец-то появится короткий торговый путь, а импортные пошлины будут значительно снижены. Торговля станет выгодной и быстрой. Именно на это, судя по всему, рассчитывают в Кремле.
Первый индийский Гаганьян
Связями земными договоренности не исчерпывались – индийское агентство космических исследований ISRO заключило с «Роскосмосом» договор о сотрудничестве в сфере пилотируемых запусков. Это большой успех для российской космонавтики: отношения двух стран в области совместного освоения космоса несколько охладели, после того как в 2012 году сорвалась совместная программа по запуску лунной станции «Чандраян‑2».
Кроме того, успехи в космосе – вопрос чести для индийского премьера. В августе этого года Нарендра Моди дал громкое обещание: к 2022‑му «сын или дочь Индии отправится в космос с индийским флагом в руках» в рамках программы «Гаганьян» (в буквальном переводе с санскрита «небесный корабль»). Оппозиция тут же раскритиковала премьера, назвав его обещание популистским. Для руководства ISRO все происходящее, судя по всему, оказалось такой же неожиданностью, как и для остальной нации: оно назвало слова премьера «приятным сюрпризом» и осторожно заявило, что возможность пилотируемого полета к указанному сроку «не является нереалистичной», так как у индийских инженеров уже «есть некоторые наработки по этой теме».
Но «некоторых наработок», похоже, может не хватить. Не случайно после этого индийские власти развили бурную деятельность в поисках партнеров для «Гаганьяна». Сначала соглашение о сотрудничестве в осуществлении космической программы было подписано с Францией, теперь пришла очередь России. Ставки высоки: если запуск удастся, Индия станет четвертой страной мира после СССР, США и Китая, самостоятельно отправившей человека в космос.
Нефть, золото, алмазы
Есть еще одна тема, которая поднималась на бизнес-форуме, но при этом никак не отразилась в итоговых документах. Речь об участии индийского бизнеса в развитии российского Дальнего Востока.
Нью-Дели давно приглядывается к экономике Приморья и Восточной Сибири – не случайно Индия стала первой страной в новейшей истории, открывшей генконсульство во Владивостоке в 1992 году. Индийские бизнесмены заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в перспективную добычу углеводородов (индийская Oil and Natural Gas Corporation является участником консорциума по разработке «Сахалина‑1»), золота и алмазов. Зримым воплощением индийского интереса к региону и российского – к индийскому присутствию там может стать будущий Восточный экономический форум: российский президент пригласил Нарендру Моди стать главным гостем на ВЭФ‑2019.
Кроме того, через Дальний Восток лежит путь к арктическим богатствам, в разработке которых Индия также намерена принять активное участие. Россия смотрит на это сугубо положительно. «Мы будем приветствовать, если индийские партнеры подключатся к работе и в Арктике, – заявил на форуме Владимир Путин. – Это очень перспективная, долгосрочная работа, очень серьезная, рассчитанная на десятилетия вперед, с хорошими инвестициями и хорошей отдачей».
Однако все это – дело будущего. Нынешний визит Владимира Путина в Индию стал серьезной заявкой на то, что Россия видит Индию в качестве «всепогодного друга» и одного из ключевых стратегических партнеров в формирующемся многополярном миропорядке. Если ничто не помешает, российско-индийское политическое партнерство в ближайшие годы наконец-то обретет экономический базис, которого ему так не хватало с распада Советского Союза.