Профиль

Как Калининград переживает блокаду и чем власти могут помочь населению

С 10 июля вступили в силу новые антироссийские санкции, предусмотренные четвертым пакетом Евросоюза. Документ расширил перечень запрещенных к ввозу на территорию стран ЕС российских товаров. Ограничения создают серьезные проблемы для Калининградской области, зависящей от транзита грузов через Литву. Как регион переживает блокаду и чем власти могут помочь населению – разбирался «Профиль».

Город Калининград

Город Калининград

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Вильнюс на тропе санкционной войны

Частичные ограничения на грузовой железнодорожный и автомобильный транзит в Калининградскую область через территорию Литвы действуют с 18 июня. В результате трафик снизился примерно на треть. Формальным основанием для Вильнюса стали санкции ЕС, принятые в середине марта.

Рестрикции, в частности, были введены в отношении российской стали и других изделий из черных металлов по соглашениям, заключенным до 17 июня. С 10 июля вступил в силу запрет ЕС на цемент, алкоголь и ряд других товаров, и Литва не замедлила расширить список запрещенных к транзиту товаров. Месяц спустя – с 10 августа – ограничения распространят на уголь и другое твердое ископаемое топливо, а с 5 декабря – на российскую нефть.

Россия действия Вильнюса считает незаконными и оставляет за собой право на ответные меры экономического характера. Пока же решение калининградского транзита пытаются найти дипломаты. При этом, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, особого оптимизма Москва не испытывает.

В Калининграде надеются на МИД РФ в решении вопроса транзита в регион

«Эта тема чрезвычайно важная для нас, проводится по соответствующим каналам интенсивная работа с целью решения этой проблемы. Вот все, что я могу сказать. И по-прежнему, естественно, мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему», – приводит его заявление РИА Новости.

Еврокомиссия обещала дать разъяснения, как применять санкции на транзит попавших под запрет грузов из основной России в Калининградскую область через территорию ЕС. До 10 июля этого не произошло. По словам временного поверенного в делах РФ в Литве Сергея Рябоконя, Евросоюз оказывает недостаточное влияние на Вильнюс, чтобы разрешить проблему транзита грузов в Калининградскую область. Не исключено, что «инструкцию по применению» ограничений, касающихся транзита в Калининград, Брюссель попытается включить в некий отдельный санкционный пакет.

Ситуация, конечно, серьезная, хотя и не критичная для экономики и социальной сферы российского эксклава. Еще до объявления Литвой частичной блокады значительная часть грузов доставлялась в регион морем. Очевидно, что обозначившиеся риски полной остановки железнодорожного и автомобильного транзита товаров заставят власти и бизнес изменить логистические схемы.

Однако с морской альтернативой не все так просто. По мнению губернатора Калининградской области Антона Алиханова, в случае полной транспортной блокады региона для замещения железнодорожных и автомобильных грузоперевозок потребуется до 20 судов разных классов. Правда, в настоящее время порты к столь резкому увеличению нагрузки не готовы.

В частности, железнодорожно-паромный комплекс в Балтийске рассчитан на обслуживание не более пяти паромов. Дополнительные суда с «Большой земли» принять, по сути дела, сейчас проблематично. Потребность в инвестициях для развития портовой инфраструктуры области губернатор оценил в 10 млрд рублей.

Это далеко не все издержки, которые ожидают экономику региона в случае сохранения и расширения Литвой ограничений на российский транзит. Уместно напомнить, что морем и железнодорожным транспортом между Калининградской областью и другими регионам РФ с января по май 2022 года было перевезено в общей сложности 1,2 млн т различных грузов. Более половины пришлось на продукцию агропома: жмых – 608,3 тыс. т, зерно – 70,7 тыс. т. Кроме того, в область завезено 155,4 тыс. т угля, 85,1 тыс. т нефти и нефтепродуктов, 71,3 тыс. т строительных материалов, 1,7 тыс. т черных металлов.

Калининградская нелепость: что случилось с транзитом в самый западный регион России

Президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов исходит из того, что издержки бизнеса в случае доставки грузов только морским путем вырастут в 1,5–2 раза, что неизбежно приведет к подорожанию товаров и услуг. Смягчить негативные последствия вынужденной смены логистики, по его мнению, способно субсидирование тарифов на транспортировку грузов по новой схеме.

«Наше предложение, если бы эти расходы были сопоставимы с железнодорожным тарифом 10-01, который наиболее широко до этого применялся предприятиями Калининградской области, то это позволило бы сохранить конкурентоспособность наших предприятий», – цитирует Андрея Романова ТАСС.

Почему цены кусаются

Отделенный от России границами недружественных стран регион и прежде периодически устанавливал антирекорды по темпам роста цен. Например, по итогам прошлого года инфляция в области достигла 10,1%, при средней по экономике РФ 8,4%. Больше всего в области подорожало продовольствие – на 11,4%. При этом стоимость минимального набора продуктов питания в среднем составила 5971 рубль – на 21,5% выше, чем в начале года.

В период с января по май 2022 года ситуация принципиально не изменилась. В мае годовая инфляция в Калининградской области зафиксирована на уровне 17,38%. Этот показатель выше среднего по регионам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа, – 16,9%, и в целом по России – 17,1 %.

За первые пять месяцев продовольственные товары в Калининградской области подорожали на 19,47%, непродовольственные товары – на 18,25%, услуги – на 11,15%. Очевидно, что транспортная блокада, устроенная Литвой, создает дополнительные риски ускорения роста цен в Янтарном крае.

В этих условиях власти уделяют особое внимание поддержке населения, чтобы не допустить роста социальной напряженности. Законодательное собрание не так давно одобрило поправки в региональный бюджет, согласно которым резервный фонд областного правительства увеличен на 6,2 млрд рублей. Из «добавки» 3,4 млрд рублей предполагается направить на адресную помощь малоимущим и устойчивое развитие экономики региона в условиях санкций.

Более чем своевременным выглядит решение калининградских властей с 1 июля 2022 года вести субсидии на покупку угля для ряда категорий жителей сельской местности. Эта мера поддержки рассчитана, в частности, на медиков, учителей, социальных работников, федеральных льготников.

Расширен список и получателей социальной выплаты в размере 2000 рублей, которую нуждающиеся могут потратить только целевым образом – на продукты питания. Однако из-за транспортной блокады с ростом стоимости жизни сегодня столкнулись все без исключения калининградцы.

Средняя зарплата в области сегодня – 40948 рублей. Порядок цифр мог быть совсем другой, если бы в области, с учетом ее географического местоположения и геополитической ситуации, действовали районные коэффициенты. Этот инструмент с советских времен применяется для увеличения зарплат и других выплат жителям Крайнего Севера, Дальнего Востока, ряда других регионов.

Алиханов предложил построить выделенную железнодорожную и автотрассу в Калининград

Районный коэффициент – своего рода компенсация за работу в суровых климатических условиях или в отдаленных местностях. Применение закреплено в Трудовом кодексе РФ, федеральном и региональном законодательствах, ведомственных документах.

Размер районного коэффициента для каждой территории разный. Он может колебаться в пределах 1,15–2. Так, в Приморье применяются сразу два коэффициента – 1,2 и 1,4. За счет этого средняя зарплата в крае сегодня 55227 рублей.

Северные соседи Калининградской области по федеральному округу также выглядят выигрышнее. Например, средняя зарплата в Ненецком автономном округе – 100573 рубля (районный коэффициент – от 1,5 до 1,8), а в Мурманской области – 75568 рублей (районный коэффициент – 1,8).

Конечно, климат в Янтарном крае ни в коей мере нельзя назвать суровым. Однако, как представляется, компенсировать россиянам высокую стоимость товаров и услуг можно и нужно не только по причине удаленности проживания от центральной России или расположения предприятий за Полярным кругом.

Блокада Литвой наземного транзита под предлогом выполнения санкций ЕС, думается, достаточное основание для введения в Калининградской области районного коэффициента. Такое решение федерального центра может быть как временным – до урегулирования ситуации с Литвой и снижения потребительских цен в регионе, так и постоянным. Последнее тоже исключать нельзя, ведь кризис в отношениях с западными партнерами, похоже, пришел всерьез и надолго.

Валерий Корнейчук – доцент, эксперт Высшей школы управления финансами

Самое читаемое
Exit mobile version