Перезагрузка госаппарата
Как следует из документа, ключевыми принципами дебюрократизации станут главенство конкретного результата над формой работы по его достижению, цифровизация по умолчанию (приоритет всестороннего взаимодействия госорганов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате), управленческая ответственность, непрерывное совершенствование госчиновников и оптимальность регламентации.
Указом предусмотрен чёткий комплекс системных и прикладных мер, способных обеспечить ускорение принятия решений в госаппарате, повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов, сокращение документооборота и отчётности. В частности, отныне для этих целей государственные органы будут наделены правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне.
Перед госорганами поставлена задача – на основе комплексного реинжиниринга сократить сроки и этапы нормотворческого и бюджетного процессов в два раза. Среди нововведений – систематизация и автоматизация ведомственной отчётности; запрет для госорганов запрашивать сведения, содержащиеся в информационных системах; отмена бумажного визирования и полистного парафирования документов; делегирование полномочий на уровень среднего управленческого звена; обеспечение руководителей госорганов инструментами и условиями для дистанционной работы и т.д.
Согласно указу, важнейшее значение в работе по дебюрократизации приобретает цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер госуправления, а основным бенефициаром этой работы станут граждане республики.
Перечисленные меры позволят разгрузить госслужащих от излишних процедур и процессов, не влияющих на конечный результат, а также «обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ главы государства».
Поступательное движение реформ
Напомним, что инициативы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата вошли в третий по счёту пакет президентских политических реформ, разработанных при активном участии гражданского общества, экспертов, членов Национального совета общественного доверия (НСОД) и политических партий. О сути последовательных изменений и точечных приоритетах власти Касым-Жомарт Токаев завил вскоре после трагических январских событий – в выступлении перед депутатами Мажилиса (нижней палаты Парламента РК) 15 января этого года. Именно тогда он призвал приложить максимум усилий для развития правового государства и укрепления доверия граждан к органам власти.
«Суть реформ в данной сфере заключается в разумной децентрализации системы, модернизации государственного аппарата, оптимизации квазигосударственного сектора и цифровизации всех процессов, – отмечал глава государства. – Таким образом, государственный аппарат станет максимально компактным, открытым и эффективным, а процесс принятия решений – гибким и прозрачным. Социально-экономическое развитие невозможно без надлежащей защиты прав граждан».
Но дебюрократизация госаппарата, по Токаеву, лишь малая часть запланированной реформы управления. В том же выступлении президент назвал главными приоритетами эффективную социальную политику и поступательный рост национальной экономики, объявил о грядущей модернизации отечественной системы здравоохранения, а также анонсировал политические реформы.
«Данные инициативы расширят представительство, повысят активность представителей гражданского общества, позволят учесть мнение максимально широких слоёв населения при выработке государственной политики», – объяснил свою позицию Касым-Жомарт Токаев.
Два месяца спустя, 16 марта, в своём Послании к нации глава республики объявил об инициативах, направленных на построение Нового Казахстана. В частности, заявил об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом.
«Сегодня буквально всё замыкается на президенте, и это, я считаю, неправильно. Долгосрочные интересы государства для меня важнее каких-то дополнительных рычагов власти и ситуативного влияния. Поэтому на январском съезде партии Amanat я заявил о намерении уже в этом году покинуть пост её председателя», – пояснил суть своей самой громкой инициативы президент, добавив, что сращивание партийных структур с госаппаратом крайне нежелательно: монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства.
Помимо этого, Токаев предложил ещё более упростить процедуру регистрации политических партий, объявил о создании Конституционного суда и Национального курултая.
«Мы должны модернизировать традиции степной демократии, которые стали основой нашего единства, – пояснил свою мысль президент. – Национальные советы общественного доверия выполнили свои функции успешно. Теперь предлагаем вместо них создать масштабный по составу Национальный курултай, который должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога. Он станет связующим звеном между властью и народом, сконцентрирует вокруг себя все имеющиеся областные общественные советы».
В своём Послании президент отметил, что, к сожалению, модернизация страны пришлась на трудные времена: республика столкнулась с беспрецедентными в современной истории финансово-экономическими трудностями, связанными с резким обострением геополитической ситуации, в том числе жёстким санкционным противостоянием. Но, по словам Токаева, причин для паники нет – «у республики есть все необходимые резервы и инструменты для преодоления масштабного кризиса». Президент чётко дал понять, что никакие невзгоды и трудности не остановят движение Казахстана к поставленным целям.
«Мы должны сберечь наше главное достояние – Независимость, упрочив основы национальной идентичности, и сосредоточиться на трансформации страны, – призвал соотечественников Касым-Жомарт Токаев. – Это наш священный долг перед будущими поколениями… Уверен, вместе мы преодолеем любые вызовы и сделаем наш Казахстан ещё сильнее».
Конец бумажной волокиты
Комментируя сегодняшний указ президента «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата», депутат Мажилиса Андрей Линник заявил, что расценивает его «как огромный шаг, направленный на борьбу с коррупцией».
«Мы прекрасно знаем, это секрет Полишинеля, что у нас в Казахстане есть коррупция и существует раздутый государственный аппарат. То есть существует огромная армия госслужащих, у которых минимальная по меркам Казахстана заработная плата, но они почему-то все держатся за свою работу. Очень сложно подсчитать, сколько в Казахстане чиновников – от мелких клерков до «крупногабаритных», которые находятся на высшем уровне власти. Но я считаю, что с исполнением этого указа, переходом от бумажной волокиты в цифровую плоскость все большее число этих чиновников могут лишиться работы, а соответственно, связей и возможностей. Во-вторых, правительство станет действительно правительством для граждан, а государство будет «слышащим».
Поэтому этот указ – это огромный шаг для улучшения жизни наших граждан, для того чтобы правительство работало для народа, и нам, депутатам, позволило бы также ускорить многие процессы на законодательном уровне. Я надеюсь, что у нас сократится численность госаппарата, и у президента будет не очень большая, но очень мобильная во всех отношениях команда. В том числе и в правительстве, которое сейчас очень сильно раздуто», – подчеркнул депутат парламента Казахстана Андрей Линник.
По мнению, депутата Госдумы, члена Комитета по промышленности и торговле Владимира Плякина, ключевые принципы дебюрократизации деятельности госаппараты, отображённые в указе, помогут Казахстану развиваться.
«Правильно ли это, своевременно? Думаю, да. Потому что мы шагаем в ногу со временем сейчас и, соответственно, цифровизация и результаты от работы крайне важны. Я всегда следую принципу: неважно, когда ты делаешь ту или иную работу, важно, чтобы цель была достигнута. Ты можешь работать ночью или спать до 12-ти, главное – если в 12.05 нужен результат, он должен быть. Естественно, передача вопросов на федеральный уровень, которые можно решить на нижнем уровне, недопустима. Допустим, компетенция Управляющей компании – подмести у подъезда. И если УК с этим не справляется, то очевидно, что не президент этим должен заниматься.
Я сегодня работаю в своём регионе, в Ульяновской области, ознакомился с работой ЦУР, там много механизмов взаимодействия с людьми, которые должны уходить в цифровое пространство. Это – и оперативность работы, и оперативность реагирования властей на насущные проблемы населения. Это практически исключает взаимодействие граждан с бюрократами и чиновниками, которые порождают возможность каких-то коррумпированных отношений. Это решает проблему с коррупцией на местах. И хотя по большому счёту мы – и Россия, и Казахстан – несколько подзадержались с цифровизацией, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Поэтому цифровизация – это очень хорошо, она могла бы решать многие проблемы, в том числе связанные с коррупцией», – уверен Владимир Плякин.
Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Пермского государственного национального исследовательского университета Михаил Мухин отметил продвинутость казахстанской власти:
«Мы видим крайне важный для любого государства и вообще любой системы управления процесс дебюрократизации. Текст указа небольшой, но в нём заложена основа реформирования госуправления в Казахстане, теперь в стране будут иначе реализовано взаимодействие «государство – государство, «государство – гражданин», «государство – бизнес», «государство – госслужащий», что несомненно повысит эффективность деятельности госаппарата, многие иначе ощутят значимость цифровых ресурсов, в первую очередь ГИАС «Smart Data Ukimet».
Приятно удивлён включению в текст официального документа президента Казахстана формулировок типа: «цифровая трансформации и реинжиниринг бизнес-процессов», их использование демонстрирует настрой на изменения», – считает эксперт.