Профиль

Казахстанцы проголосуют за модернизацию государства

©

Содержание:

«Все будут иметь равные возможности»

Суть этих изменений объяснил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своём видеообращении к нации 5 мая. Глава государства напомнил, что предложенная им в мартовском Послании масштабная программа политической модернизации направлена на коренное преобразование всей политической системы, при этом он исходил из многолетнего запроса граждан на расширение участия в управлении государством и глубинную демократизацию политических процессов. Президент отметил, что по его поручению была создана специальная рабочая группа для подготовки проекта изменений в Основной закон, в состав которой вошли видные учёные-правоведы, опытные эксперты, представители уполномоченных органов.

По словам Токаева, изменения затронут треть статей Конституции и поправки имеют для Казахстана, по сути, судьбоносное значение. «Говоря прямо, наша Конституция получит совершенно новое измерение. Поэтому я предложил вынести этот вопрос на республиканский референдум, ведь такие масштабные изменения должны осуществляться на основе всенародного волеизъявления».

Особенность реформы заключается не в усилении полномочий президента, а в совершенствовании, модернизации и укреплении государства. «Поправки призваны закрепить окончательный переход от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчётным Правительством. Конституционная реформа значительно усилит представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов», – пояснил президент Казахстана.

По мнению главы государства, внедрение смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов Мажилиса (нижней палаты республиканского Парламента) и областных маслихатов (законодательных собраний) позволит более основательно охватить весь спектр взглядов и мнений избирателей, «откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах».

В новой редакции Конституции планируется закрепить равноудалённый статус президента от всех политических партий и движений. Кроме того, появится запрет для ближайших родственников президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе.

«Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу. Создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни – все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан», – подчеркнул Токаев.

«Предстоящая конституционная реформа ознаменует новый этап в развитии нашей страны. Вместе мы построим Новый Казахстан, Справедливый Казахстан! В нашем государстве будут защищаться права каждого гражданина. Все будут иметь равные возможности. Каждый в зависимости от своих способностей и умений сможет добиться успеха и найти своё место в обществе. Произойдёт обновление общественных и индивидуальных ценностей. Мы усовершенствуем государственную систему, обеспечим конструктивный диалог между обществом и властью. Таким образом, мы построим Вторую Республику», – резюмировал Касым-Жомарт Токаев, призвав всех граждан страны принять активное участие в референдуме «во имя светлого будущего страны, во имя будущих поколений».

«Референдум создаст правовую основу Второй Республики»

После публикации проекта поправок в Конституцию страны государственный секретарь Казахстана Ерлан Карин выступил с подробными разъяснениями по поводу смысла таких изменений.

По словам госсекретаря, все изменения и дополнения в Конституцию взаимосвязаны и подчинены единой цели – создать правовую базу для президентских политических реформ. Он их разделил на пять блоков.

В первом речь идёт об окончательном переходе от суперпрезидентской модели к президентской республике. По мнению Карина, предлагаемая конституционная реформа сформирует оптимальный баланс отношений между ветвями власти, обеспечит максимальную равноудалённость института президентства.

«Статья 43 Конституции, – пояснил он, – дополняется пунктом 3, который устанавливает, что президент республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики, данный запрет распространён на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии.

Поскольку глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан, то та же статья 43 дополняется пунктом 4, согласно которому близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».

Госсекретарь республики уверен, что результатом нововведений станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений.

«Кроме того, – продолжил Карин, – реформа предусматривает расширение полномочий местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории. В частности, предусматривается исключение полномочий президента снимать с должностей акимов (глав) районов, городов, сельских округов».

Существенно меняется порядок обретения полномочий акимами областей, городов республиканского значения и столицы.

«Согласно новой редакции пункта 4 статьи 87 Конституции теперь они будут назначаться на должность президентом с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов респуб­ликанского значения и столицы соответственно. Таким образом, полномочия президента в отношении местной власти сокращаются и концентрируются на акимах регионального уровня при значительном усилении роли маслихатов», – делает вывод Ерлан Карин.

Во-вторых, важным моментом перераспределения властных полномочий, по мнению госсекретаря, является то, что президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причём пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана».

«Полномочия Сената дополняются правом согласования вносимых президентом кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета. В целом модернизируется институт конституционного контроля с учреждением Конституционного суда (вместо действующего Конституционного совета), который будет состоять из 11 судей».

Благодаря третьему блоку реформ, серьёзному переформатированию подвергнется законодательная ветвь власти. В результате значительно усилится роль и повысится статус Парламента и его палат.

«Депутаты Мажилиса (нижней палаты), – отметил Карин, – будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей.

Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу. В результате произойдёт существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями», – считает госсекретарь республики.

Природные ресурсы принадлежат народу

Четвёртый блок инициатив президента посвящён расширению участия населения в управлении страной. В нём предлагается окончательно и однозначно закрепить в Основном законе норму о том, что «земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство».

И, наконец, пятый блок предлагает усиление механизмов защиты прав граждан. Государственный секретарь Казахстана обратил внимание на отмену смертной казни на конституционном уровне – «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается».

«Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов. … Особенность нынешнего референдума в Казахстане в том, что президент инициирует конституционную реформу, которая не расширяет, а наоборот – перераспределяет часть его полномочий другим институтам власти. Таким образом, предстоящий референдум по конституционной реформе создаст правовую основу Второй Республики – новой, более эффективной и сбалансированной модели взаимоотношений государства и общества», – подвёл итог Ерлан Ка

Самое читаемое
Exit mobile version