Профиль

Неизвлеченные уроки

Александр Борода

©

Разумеется, цивилизованное человечество борется с человеческими пороками. Государственные законы регламентируют нормы поведения и наказывают за их нарушения. И это ключевой момент в возможном противодействии антисемитизму. Российское законодательство, правовая система и органы исполнительной власти не допускают шовинизма как явления. В любой договор о публичной деятельности (будь то издание книги или статьи, постановка спектакля, организация праздника и т. д.) включается пункт, запрещающий проявления экстремизма.

Конечно, когда государство говорит: «нет», «так нельзя», это отражается на обществе. Распространенная мысль о том, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, обязательна к пониманию и применению, чтобы общество жило в мире и согласии. Трудно назвать свободой слова оскорбление одним человеком другого, а поощрение свободы не подразумевает оправдания убийства и зверства. Мы иногда забываем, что именно слова и действия являются преступными, а не сам человек. Поэтому лучше пресекать шовинистские высказывания и акции, чем потом бороться с последствиями, которые они провоцируют.

К сожалению, мы видим сегодня, как в соседних странах реанимируют имена фашистских коллаборационистов, убийцам присваивают звания героев, в их честь называют улицы, им воздвигают памятники. Недавно в одном из центральных торговых центров Киева проецировалась свастика. Об этом эпизоде писали многие западные СМИ. За такое испытываешь стыд, хотя Россия не имеет никакого отношения к случившемуся. Но у нас общая история: мы вместе воевали против фашистской Германии, а сегодня в городе-герое Киеве на улице, в недавнем прошлом переименованной в честь одного из идеологов национализма Степана Бандеры, размещают свастику – факт ужасающий. Но страшней всего за новое поколение, которое растет в идеологии с чудовищным смещением элементарных представлений о добре и зле, и причина тому – взрослые, которые не извлекли уроков из черных страниц истории.

В борьбе с антисемитизмом вслед за нормативно-правовыми мерами самыми действенными методами являются образование и просвещение. Не просто повышение общего уровня культуры людей, но конкретная направленность в методологии образования. В 2012 году мы открыли в Москве Еврейский музей и Центр толерантности. Задача Центра толерантности – показать возможность позитивного диалога людей разных культур, религий, мировоззрений. На базе центра проводятся тренинги, семинары, лекции, практикумы, круглые столы, создаются образовательные программы для педагогов и молодежи. Команда центра успешно разработала и реализует более 70 программ в 68 регионах России.

Мне видится необходимым дальнейшее развитие образовательной деятельности в этом направлении, потому что, как только забываются опорные идеи миролюбия, сразу же начинаются предпосылки к недружбе, а следом и к вражде. Мы знаем, что человеческая память коротка, поэтому уроки истории требуют повторения, чтобы сама история не повторилась.

Так же, как и образование, искусство – важнейший инструмент в борьбе с ксенофобией. Фильмы и спектакли, перформансы и живописные полотна, анализирующие преступления на национальной почве, религиозную нетерпимость и вражду, вовлекают человека эмоционально, тем самым усиливая восприятие идей мира.

Но, несмотря на всю работу, которую проделывает российское общество, антисемитизм, конечно, не исчез. Чаще всего он встречается на бытовом уровне с условно «безобидным» характером. Община ведет статистику публичных проявлений антисемитизма: в прошлом году было зафиксировано 10 эпизодов, и в основном это оскорбительные надписи. Конечно, хочется видеть цифру ноль, но мы понимаем, что цифра 10 звучит вполне оптимистично.

Самое читаемое
Exit mobile version