Профиль

Объединяющее море: "Прикаспийская пятерка" запустила регулярный диалог по линии МИД

Встреча министров иностранных дел государств Каспийской «пятерки»

Встреча министров иностранных дел государств Каспийской «пятерки»

©Правительство Казахстана / gov.kz

«Встреча имеет особенный характер, мы, по сути, запускаем новый, регулярный министерский диалог, который будет действовать в рамках мандата, согласованного на саммите в Ашхабаде. Этот мандат, в частности, предполагает рассмотрение вопросов развития пятистороннего сотрудничества и совершенствование его форматов, выработку согласованных мер по реализации решений саммитов, подготовку их повестки дня и итоговых документов», – сказал Лавров в ходе встречи глав МИД прикаспийских стран.

По мнению главы внешнеполитического ведомства России, сотрудничество на Каспии достигло высокого уровня, однако требуются дополнительные усилия по повышению качества пятистороннего взаимодействия и укреплению его международно-правовых основ. Лавров убежден, что у региона Каспийского моря есть огромный потенциал развития, особенно с учетом планов создания транспортного коридора Север – Юг. Кроме того, прикаспийские страны сталкиваются и с серьезными вызовами в области экологической безопасности, обмеления Каспия и сохранения его биоресурсов, добавил министр.

Его коллега, заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу заявил, что Казахстан неизменно выступает за укрепление и углубление пятистороннего сотрудничества с прикаспийскими государствами. Глава внешнеполитического ведомства РК отметил динамичное развитие потенциала каспийского региона.

«Нашему региону отводится особая роль в обеспечении энергетической безопасности и транспортной доступности на Евразийском континенте. Казахстан продолжает совершенствовать свою транспортную инфраструктуру, в том числе порты Актау и Курык. В 2022 году через указанные порты увеличился грузопоток в 2,5 раза и достиг 1,5 млрд тонн. Эта работа будет способствовать планомерному увеличению мощности данного коридора до 500 тысяч контейнеров к 2030 году», – сказал министр.

Глава МИД Казахстана рассказал о положительной динамике роста взаимной торговли Казахстана с прибрежными государствами, которая за восемь месяцев текущего года достигла $18 млрд. Большие перспективы открывает развитие инвестиционного партнерства в сельском хозяйстве, машиностроении, нефтехимии, здравоохранении, туризме.

Говоря о текущем каспийском переговорном процессе, министр иностранных дел Казахстана отметил важность задачи, обеспечивающей вступление в силу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

«На данном этапе рабочей группе высокого уровня следует сконцентрировать усилия на согласовании этого документа с учетом интересов всех сторон. Призываем стороны найти конструктивизм и найти сбалансированное решение, – обратился к присутствующим глава МИД РК. – Второе. Затягивается исполнение поручений глав государств по соглашению о мерах доверия в области военной деятельности на Каспии. Казахстан исходит из необходимости создания механизмов контроля над вооружениями на море, который бы обеспечивал их баланс и согласованные стороны количественным и качественным пределами».

Казахстан готов созвать Третий раунд переговоров по проекту соглашений, который намечен на начало следующего года в Астане. Мурат Нуртлеу также указал на необходимость создания Секретариата рамочной Тегеранской Конвенции по защите морской среды Каспийского моря.

«По инициативе президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева до конца текущего года Казахстан создаст научно-исследовательский институт по изучению Каспийского моря», – проинформировал Нуртлеу. По мнению главы казахстанского МИД, необходимо завершить работу над рядом пятисторонних документов.


Справка

12 августа 2018 года в казахстанском Актау лидеры пяти государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Переговоры о Конвенции шли больше 20 лет – с 1996 года. Однако она до сих пор не вступила в силу.

Ключевой документ, в котором есть пункт о неприсутствии на Каспийском море вооруженных сил внерегиональных игроков, должен быть ратифицирован всеми странами-подписантами.

«Настоящая конвенция вступает в силу с даты получения депозитарием пятой ратификационной грамоты», – гласит ст. 22 Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

На сегодняшний день документ не ратифицировал лишь Иран. Причина этого – отсутствие договоренностей по вопросу установления так называемых прямых исходных линий на Каспийском море, с помощью которых акватория водоема делится между прикаспийской «пятеркой».

Для решения проблемы через подписание отдельного соглашения была создана Рабочая группа высокого уровня по вопросам Каспийского моря. В сентябре этого года в Туркмении состоялось шестое по счету заседание этой группы, участники согласовали некоторые положения проекта «Соглашения о методике определения прямых исходных линий на Каспийском море».


Оперативное взаимодействие государств

Депутат Государственной думы, член межпарламентской комиссии по сотрудничеству с парламентом Казахстана Владимир Павлов высоко оценил инициативу создания площадки для сотрудничества внешнеполитических ведомств прикаспийских стран.

«Вообще, кейс самого Каспийского моря и приграничного сотрудничества – ключевой для развития магистрали Север – Юг. Грузовые потоки сейчас переориентированы на Юго-Восточную Азию, на Китай, на Иран. Взаимосвязи стран региона и взаимовыгодное сотрудничество в части мультимодальных перевозок посредством железных дорог и контейнерных терминалов, как и морем, безусловно, интересны всем государствам, имеющим отношение к Каспию», – сказал российский парламентарий. Он убежден, что новый формат – это продолжение договоренностей руководителей государств.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил важность встречи глав министерств иностранных дел прикаспийской «пятерки» на фоне роста торгово-экономической роли региона. Важно оперативное взаимодействие государств.

Политолог считает, что сейчас идет негласное соревнование двух инфраструктурных проектов: с одной стороны – «Один пояс, один путь», с другой – «Индия – Аравийский полуостров – Европа». По мере повышения градуса конкуренции растет и значение Каспия, потому что либо по Каспию, либо севернее Каспия, либо южнее Каспия необходимо выстраивать транспортный коридор, чтобы один из этих проектов осуществился (а в идеале оба).

«У России есть в этом интерес, поскольку важно, какой из двух транспортных путей пройдет по нашей территории. От этого зависит объем финансов, которые мы будем получать, зависит и складывающаяся геополитическая инфраструктура, – говорит директор Института региональных проблем. – Кроме того, Каспийское море находится не в лучшем состоянии. Совместная работа министерств иностранных дел стран региона способна сделать усилия по его спасению более эффективными. Необходима программа практических действий, а переговоры создадут условия для ее реализации».

Ещё один эксперт, директор Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ, профессор Магомед Омаров назвал запуск межминистерского диалога важной и своевременной инициативой, в которой присутствует Иран. Учитывая вес каспийских флотилий России, морского флота Ирана, залежей каспийской нефти и газа, эта диалоговая площадка станет важной для решения политических вопросов, для развития экономических проектов, для перевозки нефти и газа, поэтому уже сам факт встречи – хороший знак.

«Это серьезное решение, которое давно готовилось. В новом формате следует грамотно и эффективно работать. Я считаю начало сотрудничества министерств иностранных дел государств каспийского региона позитивным шагом, открывающим большие возможности. Главы внешнеполитических ведомств обозначили параметры сотрудничества. Это политический шаг, который говорит сторонним игрокам: у нас есть глубинные отношения, в том числе через диаспоры, через транспортный коридор Север – Юг. Говорит и о том, что у России сложилось военно-политическое и гуманитарное сотрудничество с Ираном», – сказал профессор.

Самое читаемое
Exit mobile version