Профиль

Премьер и его команда: как правительство будет выполнять майский указ президента

В день инаугурации, 7 мая, Владимир Путин подписал указ, в котором определены национальные цели развития России и сроки их достижения. Это программа действий федеральных и региональных властей на период до 2036 года включительно. Какие задачи поставлены, и как их будет решать новое правительство?

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на заседании правительства РФ в новом составе

© Григорий Сысоев/РИА Новости
Содержание:

О людях и технологиях

В майском указе сформулированы семь национальных целей. На первом месте – сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. Выполнению этих задач, если разобраться, подчинены остальные пункты документа: реализация потенциала человека, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда; экологическое благополучие; динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация всех сфер государства и общества.

Владимир Путин назвал народосбережение ключевым государственным приоритетом в приветственной речи, с которой выступил в день инаугурации. В указе установлены показатели и сроки достижения этой цели. Так, суммарный коэффициент рождаемости (среднее количество детей на одну женщину) необходимо увеличить с нынешнего 1,4 до 1,6 к 2030 году и до 1,8 – к 2036-му. Ожидаемая продолжительность жизни (в 2023-м – 73,46 года) к 2030-му должна вырасти до 78 лет, а еще через шесть лет – до 81 года.

Правительству РФ и региональным властям предстоит обеспечить улучшение жилищных условий населения. Объемы ввода в строй новостроек надо поднять до 120 млн кв. м в год (в 2023-м показатель составил 110,1 млн кв. м). Целевые ориентиры: к 2030 году общая жилплощадь на человека – не менее 33 кв. м, к 2036-му – не менее 38 кв. м (в настоящее время – 28 кв. м).

Уровень бедности должен опуститься ниже 7% к 2030-му (в прошлом году он составлял 8,5%) и ниже 5% к 2036 году. Особое внимание – многодетным семьям, примерно 30% которых сегодня живут ниже черты бедности. В течение шести лет показатель предстоит уменьшить до 12%, а к 2036 году – до 8%.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к 2030 году, согласно указу, вырастет более чем в два раза по сравнению с нынешним значением (19 242 руб.). В 2026-м введут новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, которые будут запущены с 2027 года. Эти меры призваны обеспечить ускорение роста доходов россиян.

Новая цель, которая не ставилась в майских указах 2012 и 2018 годов, – снижение коэффициента Джини (неравенства в доходах). По итогам прошлого года показатель составил 0,4, к 2030-му президент требует уменьшить его до 0,37, к 2036 году – до 0,33.

Правительство должно обеспечить вхождение российской экономики в четверку ведущих экономик мира по объему валового внутреннего продукта (ВВП), рассчитанного по паритету покупательной способности. В повестке дня – удвоение капитализации фондового рынка (с 33% до 66% ВВП), снижение за шесть лет доли импорта товаров и услуг до 17%. Отдельная тема – изменение структуры экспорта. Объем поставок за рубеж несырьевых, неэнергетических товаров предложено увеличить минимум на две трети.

Кроме того, к 2030-му наша страна должна войти в первую десятку мировых лидеров по объему научных исследований и разработок. Выручку малых технологических компаний предстоит нарастить не менее чем в семь раз по сравнению с 2023 годом, долю высокотехнологичных товаров и услуг – в 1,5 раза в общем объеме внутреннего потребления.

Еще одним приоритетным направлением названа цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Президент поставил задачу достичь «цифровой зрелости». Это означает, что к концу 2030 года 80% компаний из ключевых отраслей экономики и 95% органов власти осуществят переход на отечественное ПО, 99% социально значимых госуслуг будут предоставлять в электронной форме.

Уровень бедности должен опуститься ниже 7% к 2030 году. Особое внимание – многодетным семьям, примерно 30% живут ниже черты бедности

Александр Демьянчук/ТАСС

Бюджет в интересах развития

До 1 сентября текущего года, как определено в указе, надлежит скорректировать действующие и разработать новые национальные проекты. Всего их на этот раз одиннадцать. Следующий шаг – до 31 декабря правительство представит на утверждение президента единый план по достижению национальных целей на 12-летний период.

Но прежде надо разобраться с финансами. Анонсированные в послании Федеральному собранию 2024 года долгосрочные программы и проекты предварительно оценили в 9,713 трлн руб. Самые затратные – модернизация ЖКХ (4,5 трлн руб.), строительство, ремонт и оснащение больниц и поликлиник (около 1 трлн руб.), нацпроект «Экономика данных» (700 млрд руб.).

Майский указ 2018 года «потянул» на 25,7 трлн руб. Из этой суммы 10,1 трлн руб. предназначалось на ускорение экономического роста, 9,9 трлн руб. – на создание комфортной для жизни среды, 5,7 трлн руб. – на развитие человеческого капитала. Тогда с инвестициями в нацпроекты и источниками финансирования профильные министерства и ведомства определились почти через 10 месяцев – в феврале 2019-го.

Сейчас единый план правительство должно подготовить менее чем за семь месяцев. Средства на реализацию социальных проектов обеспечит налоговая реформа, предполагающая отказ от плоской шкалы НДФЛ. Для Минфина и Госдумы подготовка законопроектов – первоочередная задача.

Кроме того, правительство должно принять меры по сдерживанию темпов роста военных расходов. Для этого в кабинете министров проведены знаковые кадровые перестановки. Бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов возглавил Минобороны, а его место занял Денис Мантуров, ранее совмещавший должности вице-премьера и министра промышленности и торговли РФ.

Назначение Андрея Белоусова пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил необходимостью «вписать экономику силового блока в экономику страны». А для Дениса Мантурова, бессменного главы Минпромторга на протяжении 12 лет, выдвижение означает карьерный рост и открывает возможности проявить себя в новом качестве.

«Сделано это для того, чтобы показать важность того направления, которым он (Денис Мантуров. – «Профиль») на протяжении последних лет занимался и занимается сейчас… Мы должны сконцентрировать финансовые, административные ресурсы… Те средства, а они немалые, которые выделяются на цели развития военной организации государства, должны быть использованы самым эффективным образом», – подчеркнул Владимир Путин.

Работа на результат

Перемены в составе кабинета министров оказались существенно меньше, чем прогнозировали. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет это профессиональной работой правительства, эффективной последние несколько лет. Экономика демонстрирует устойчивый рост. В 2023 году ВВП увеличился на 3,6%, инвестиции – на 9,8%, доходы федерального бюджета – на 4,7%.

По мнению эксперта, назначение первым вице-премьером Дениса Мантурова, вице-премьерами – Дмитрия Патрушева и Виталия Савельева предполагает, что они продолжат контролировать свои министерства – Минпромторг, Минсельхоз и Минтранс соответственно. Преемственность важна для наращивания промышленного производства (и ВПК, и гражданских отраслей), обеспечения продовольственной безопасности, развития транспортной инфраструктуры. Все это приоритетные направления для работы правительства в рамках реализации майского указа.

«Из четырех губернаторов (Антона Алиханова, Романа Старовойта, Михаила Дегтярева, Сергея Цивилева), пришедших в правительство, первые трое ранее имели отношение к ведомствам, которые возглавили. Логика назначения Сергея Цивилева другая: Кузбасс – «угольный» регион, опыт руководства которым важен для главы Минэнерго», – пояснил Алексей Макаркин.

Не столь однозначно оценивает карьерный рост Дениса Мантурова доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Галина Кузнецова. Она напоминает, что Мантуров занимал должность министра промышленности и торговли РФ 12 лет. За такой срок китайцы стали мировыми лидерами во многих отраслях промышленности, а в России промпроизводство пребывало в стагнации.

Открытым остается вопрос, справятся ли наши производители с импортозамещением

Александр Кондратюк/РИА Новости

«Президент задачи импортозамещения поставил в 2014 году, но начало СВО показало неготовность многих предприятий, в том числе и ВПК, удовлетворять внутренний спрос. В прошлом году ситуация изменилась к лучшему, но произошло это за счет увеличения выпуска тяжелой спецтехники и металлоизделий – проявился эффект гособоронзаказа», – подчеркнула эксперт.

В гражданском же секторе по-прежнему наблюдается стагнация или спад – как в автопроме и авиастроении. Улучшилась ситуация в станкостроении, но выпуск все равно меньше, чем был в 1991 году, говорит Кузнецова. Отрасли испытывают большие сложности из-за нарушения цепочек поставок, в том числе с оплатой по экспортным и импортным контрактам.

Расширение торгово-экономических связей с Китаем, на который в настоящее время приходится от 50% до 70% российского импорта машин и оборудования, в будущем может быть чревато проблемами, полагает Галина Кузнецова. Снижение доли импорта товаров и услуг до 17% – один из приоритетов майского указа. Однако открытым остается вопрос, справятся ли с импортозамещением российские производители высокотехнологичной продукции.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов разделяет эту точку зрения. Для выполнения задач, поставленных президентом, предстоит осуществить переход от простого импортозамещения, которое в значительной степени обеспечило в прошлом году рост экономики на 3,5%, к сложному, объясняет он: «Грубо говоря, надо переходить от выпуска гвоздей к выпуску самолетов. Это главный приоритет работы нового кабинета министров на среднесрочную перспективу. Или мы наладим производство своей продукции, или западные технологии заменят у нас китайские».

Сегодня время оперативных решений. Специальная военная операция продолжается, необходимо обеспечивать фронт боеприпасами, техникой и вооружениями. «Государство в условиях СВО выполняет функции инвестора в отрасли, связанные с военным комплексом, – пояснил Константин Симонов. – А основные доходы госбюджета, как и прежде, дает сырьевой комплекс. В ненефтегазовых доходах «сидит» выручка нефтегазовых компаний в виде налоговых платежей, просто у нас об этом стесняются говорить».

По мнению собеседника «Профиля», новое назначение Дениса Мантурова и переназначение главой Минфина Антона Силуанова лишний раз подтверждают, что линия на изъятие ренты у сырьевых компаний в пользу ОПК и импортозамещения гражданского промпроизводства осталась неизменной.

Диверсифицировать источники доходов бюджета должны помочь граждане, продолжил эксперт. До 31 июля будут представлены параметры нового НДФЛ – с прогрессивной шкалой налогообложения. Реформа призвана не только восстановить социальную справедливость, но и обеспечить финансирование возросших с учетом майского указа 2024 года социальных обязательств государства, резюмировал Константин Симонов.

Самое читаемое
Exit mobile version