Профиль

В Казахстане принят новый закон о свободе волеизъявления граждан

Депутаты Мажилиса – нижней палаты казахстанского парламента приняли законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Казахстане», а также сопутствующий проект закона по вопросам порядка организации и проведения мирных собраний. Таким образом после подписания документа президентом он получит законную силу и станет, как уже заявили некоторые независимые эксперты, новым шагом к демократизации Казахстана.

©

«Мы формируем новую политическую культуру»

Этот законопроект был разработан Министерством информации и общественного развития РК по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, заявившего о необходимости либерализации законодательства о мирных собраниях и реализации концепции «слышащего государства».

«Мы формируем новую политическую культуру. На передний план выходят плюрализм мнений, альтернативные взгляды. Власть не считает, что несогласие – это деструктив. Мы в своей работе должны учитывать запросы наших граждан. Выше народа ничего и никого нет», – заявил президент Казахстана на заседании Национального совета общественного доверия в конце прошлого года, напомнив, что пора прививать общественному сознанию культуру митинга. «И обществу, и государству, – добавил тогда Токаев, – пора адекватно отнестись к публичному выражению позиций. Это неизбежно. И лучше к этому прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно».

Прежний закон был принят 25 лет назад – в далёком 1995 году и, по мнению отечественных экспертов и международных наблюдателей, давно требовал концептуального пересмотра. Власти республики полностью с этим согласились. Более того, как только появился «проект законопроекта», в рамках новой концепции «слышащего государства» по всей стране было организовано его обсуждение с привлечением широкой общественности, представителей правозащитных, международных организаций, учёных-юристов и СМИ. Результатом шестимесячных довольно бурных дебатов, внесения поправок и уточнений стал новый закон.

В чём же его концептуальная новизна? Во-первых, он полностью соответствует международным стандартам, в частности 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку обеспечивается самое главное – право на волеизъявление. В документе чётко прописаны базовые принципы мирных собраний: они должны быть законны, добровольны, не носить насильственного характера и не представлять опасности ни для государства, ни для граждан. То есть соблюдены принципы прав человека – «разрешено – всё, что не запрещено» и «твои права заканчиваются там, где начинаются права других».

Во-вторых, значительно упростилась сама процедура. В отличие от прежнего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводилось исключительно по разрешению, теперь организатору достаточно лишь уведомить об этом местные власти, причём сроки подачи таких уведомлений значительно сокращены (по митингам – с 15 до 5 суток). Задача местного исполнительного органа лишь обеспечивать безопасность мероприятия. Запрет со стороны администрации города – акимата может последовать только в одном случае – если собрание или митинг нарушают закон.

Ещё предлагается установить в центральных частях районов, в городах республиканского значения, столицы и в административных центрах областей обязательное количество специализированных мест для организации и проведения мирных собраний, что, по замыслу авторов законопроекта, позволит гражданам быть услышанными государственными органами. Например, в Нур-Султане, Шымкенте таких мест должно быть не менее 12, в Алматы – 24, в Караганде – 6. Митингующим разрешат надевать индивидуальные средства защиты здоровья (медицинские маски), а за неправомерные действия отдельных граждан мирные собрания прекращать не будут.

«Казахстан взял британскую идею с особыми местами проведения митингов – идею Гайд-парка. При этом поправка в казахском варианте по поводу того, чтобы таких мест было не менее трёх – очень важна. Чтобы не было желания сказать властям, мол, мы не против, но место занято», – отметил преимущества нового закона генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Ну и наконец, ещё одно немаловажное новшество: в представленном законопроекте исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов. Например, исключена прежняя норма, обязывающая их предоставлять государственным органам фото и видеоматериалы с места мирного собрания.

Принцип «слышащего государства» в действии

На разработанный и принятый документ уже пошли отклики правительственных чиновников, политологов, экспертов. «Вопрос о праве на митинги, об упрощении процедуры их проведения, очень важен с точки зрения отхода от формализации политического процесса и повышает степень доверия к власти. Президент Казахстана политик предусмотрительный. Этот закон – вклад в политическую стабильность в стране. Причём Токаев не изображает новый подход, а реально его применяет. И в этом он, безусловно, продолжает политику, начатую Назарбаевым», – считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Правовед, член Национального совета общественного доверия при президенте РК, директор Института европейского права и прав человека Марат Башимов назвал документ либеральным и прогрессивным.

«В век информационных технологий многое изменилось и все упростилось, чем даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Поэтому меняются некоторые подходы, связанные с волеизъявлением граждан, с мирными собраниями. Думается, после принятия законопроекта новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений – это все станет на порядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут мирные собрания. И время это покажет», – написал Башимов на своей странице в Facebook.

«Предложенные меры, то есть закон о митингах в новой редакции – это выверенный шаг в правильном направлении. Токаев, безусловно, продолжает линию Назарбаева. Это шаг в направлении развития конкуренции при многопартийности, продолжение политического развития республики в сторону коллегиальности управления, что является требованием времени. Закон о митингах – возможность выражать свою политическую точку зрения, и Токаев делает очень выверенный шаг в сторону политического плюрализма. Казахстан – молодое государство, и оно вырабатывает собственную модель развития, свои механизмы политического взаимодействия в условиях демократии», – говорит политолог, руководитель аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Кирилл Петров.

Самое читаемое
Exit mobile version