Профиль

Закон и порядок: кто обеспечивает безопасность в Арктической зоне

В Арктике располагаются объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против России и ее союзников. Так говорится в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности, утвержденной указом президента № 645 от 26 октября 2020 года. Среди основных угроз в документе в числе прочего назван рост конфликтного потенциала. Как обеспечивается защита граждан страны и национальных интересов государства на Крайнем Севере?

Учения Росгвардии в Арктике

©Пресс-служба Росгвардии
Содержание:

Безопасность превыше всего

В обязанности полиции, как известно, входят охрана общественного порядка, пресечение незаконной миграции, расследование преступлений и ряд других функций. Все эти задачи в Арктической зоне выполняются, хотя есть куда совершенствоваться. Однако особенностью Крайнего Севера является то, что не меньшую роль в обеспечении правопорядка играют службы безопасности (СБ) промышленных и добывающих компаний, расположенных на этих территориях.

«Не секрет, что даже расследование общеуголовных преступлений, совершенных работниками предприятий, ведут сотрудники служб безопасности, – рассказывает руководитель СБ одной из корпораций, постоянно работающий за Полярным кругом. – Формально, конечно, пишут, что расследование провели полицейские, но часто весь сбор доказательств и даже первые допросы проводят именно безопасники. Мы все делаем в соответствии с законом и передаем материалы в органы внутренних дел или Следственный комитет».

В сферу интересов служб безопасности входят не только хищения на производстве, но и конфликты между работниками, и борьба с промышленным шпионажем, и мелкие кражи, в том числе в жилом секторе.

«Трудовые договоры устанавливают строгие ограничения на употребление спиртного, полный запрет на наркотики, и в связи с этим оперативная обстановка в целом спокойнее», – утверждает собеседник «Профиля». Однако, по его словам, в последние годы все чаще приходится бороться с оборотнями в собственных рядах, и именно это вызывает сложности. «Но в целом наша фирма – как государство в государстве, и внутренние правила порой соблюдают строже, чем закон», – говорит руководитель СБ.

Какая роль отведена Арктике в новой холодной войне

В таких службах меньше бюрократии, выше зарплата и шире полномочия. Однако и спрос значительно строже. Впрочем, подобный метод обеспечения безопасности доказал свою эффективность. Например, уже в конце 90-х были полностью блокированы все попытки организованной преступности проникнуть внутрь крупных компаний на Севере, и до сих пор этот бастион стоит надежно.

В задачи Росгвардии в Арктической зоне помимо лицензионно-разрешительной работы (регистрация владельцев гражданского и служебного оружия, в том числе из числа коренных и малочисленных народов Севера) и вневедомственной охраны также входит обеспечение общественной безопасности. В случае массовых беспорядков может быть привлечен ОМОН, однако такого пока не было. Службы безопасности корпораций помогают поддерживать порядок и выявляют зачинщиков на ранних этапах. После чего немедленно следует увольнение – в таких вопросах дирекция всегда выполняет рекомендации СБ.

Одна из главных задач Росгвардии в Арктике – охрана плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Большое внимание уделяется подготовке к борьбе с подводными диверсантами. Отряд боевых пловцов хорошо подготовлен и технически оснащен. В 2019-м Росгвардия разместила тендер на закупку специального оборудования для выявления подводных пловцов-диверсантов и борьбы с ними стоимостью 1 млрд руб. Во время учений 2021 года, где отрабатывались вопросы взаимодействия разных боевых подразделений, воздушные десантники и боевые пловцы Росгвардии показали отличные результаты, за считаные минуты освободив от условного противника огромный контейнеровоз.

Войска Росгвардии в Заполярье представляют реальную и хорошо организованную силу. Господдержка, «северные» доплаты, социальный пакет – все это обеспечивает пусть не большую, но стабильную очередь в отдел кадров. Кроме того, система командировок в районы боевых действий позволяет поддерживать форму. Вся техника Росгвардии имеет тройной запас прочности, чтобы обеспечить работу даже при минус 60 градусов. Обычный отечественный автомобиль всего за сутки может быть полностью приспособлен к суровым условиям Крайнего Севера: двойные стекла, утепление двигателя, качественная резина. В военно-стратегических планах РФ войскам Росгвардии в Арктической зоне отведена важная роль «пожарных команд».

Там, где пехота не пройдет

История войн знает мало примеров боевых действий в Заполярье: погодные условия делают войну тут малоэффективной. В ряде нормативных документов написано, что «зимой промерзшие грунты делают территорию доступной для всех видов транспортных средств», но это не совсем верно.

Неровная поверхность, замерзающая в самых причудливых комбинациях, тонкий снежный покров (его глубина редко превышает 30 см – из-за постоянных сильных ветров снег просто сдувает), ограниченная видимость позволяют использовать очень небольшой спектр боевых машин. А зима в Арктике длится девять месяцев. Летом же тундра превращается в одно большое болото, в котором вязнут даже мощные трактора. Но даже не это главное препятствие.

Почему конкуренция за Арктику будет становиться все более жесткой

Современная война – это прежде всего связь и логистика. В Арктике же радиосвязь совершенно непредсказуема из-за сложного рельефа местности, частых магнитных бурь и большого количества помех, природа которых до конца не изучена. Даже компасы – что обычные, что радио – работают с перебоями. Логистика из-за отсутствия дорог не только сложная, но и очень дорогая даже по меркам военных.

Принятая в российской армии тактика ведения боя мотострелковым батальоном совершенно не пригодна для арктических условий – ни в обороне, ни в наступлении. В одной из немногих открытых статей в военных журналах говорится: «Боевые действия в Арктике ведут, как правило, по отдельным направлениям, разделенным труднодоступными участками местности. Поскольку дорожная сеть отсутствует, войска действуют на направлениях, наиболее благоприятных для передвижения по целине. Мотопехота зимой передвигается на лыжах, машинах повышенной проходимости или даже на собачьих и оленьих упряжках. Летом она действует обычно на машинах, а на заболоченных участках – в пешем порядке. Танки используют только на доступных направлениях, по дорогам и сухим возвышенностям вне дорог».

Однако все эти трудности как раз и являются лучшей защитой: вероятный противник будет испытывать не меньшие проблемы. По этой причине атаки наземных войск опасаться вряд ли следует. Арктический регион в целом и Северный полюс в частности могут рассматриваться только как театр ядерной войны. Неслучайно стратегические планы разных стран предусматривают ракетно-ядерный удар именно через Северный полюс. Поэтому на Севере, как нигде, важно наличие станций раннего предупреждения о ракетной атаке и противоракетной обороны. Все это эффективно размещать южнее Северного полярного круга, чтобы увеличить подлетное время и, соответственно, повысить эффективность мер противодействия.

Опорные огневые точки в Арктике не меняются много лет, и сегодня главная работа военных инженеров – укреплять то, что построено предыдущими поколениями. Планы защиты государственной границы на Крайнем Севере не предусматривают ее сплошного прикрытия – достаточно занять ключевые точки обороны. Более того, даже потеря половины из них не даст врагу желаемого эффекта – атаковать отсюда некуда. Как в старом анекдоте про навигатор: через две тысячи километров поверните направо.

Чем опасна активизация НАТО в Арктике

Опыт специальной военной операции показал, что современные боевые действия ведутся с активным применением беспилотников. А значит, и в Арктической зоне необходимо предусмотреть значительно большее, чем сейчас, количество средств радиоэлектронной борьбы.

Северный флот, который недавно поменял свой статус – он преобразован в объединенное стратегическое командование «Северный флот», став, по сути, самостоятельным военным округом, – должен обеспечивать комплексную безопасность. В его составе армии ВВС и ПВО, а также арктические бригады (сейчас одна, планируется создание еще двух).

Прикрытие морских трасс, и в первую очередь Северного морского пути, должно опираться на береговую инфраструктуру. Но станет ли СМП военной целью, вопрос сложный. Как показал опыт Второй мировой войны, эффективность атак на Севере низка, ущерб относительно невелик, а потери, в том числе экономические, несопоставимы. Именно исходя из этого и сформировано сегодня военное присутствие Вооруженных сил РФ в Арктике. Три ключевые военные базы за полярным кругом – «Полярная звезда» на острове Врангеля, «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» на Новосибирских островах – обеспечивают присутствие частей и подразделений на всем протяжении зоны ответственности.

Самое читаемое
Exit mobile version