Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Какие претензии предприниматели высказали маркетплейсам

Российский бизнес обозначил позицию в конфликте, возникшем между маркетплейсами и банковским сообществом. Ивановские предприниматели разместили видеообращение на Telegram-канале Creative wave, в котором высказали серьезные претензии владелице Wildberries Татьяне Ким.

Интернет-магазин

©Achira22/Shutterstock/Fotodom

«Татьяна Владимировна, обращаемся к Вам от лица всего Ивановского Легпрома и, вероятно, от лица всех отечественных продавцов и производителей. Мы считаем, что условия, созданные руководством ВБ (вероятно, имеется в виду Wildberries. – "Профиль") между отечественными продавцами и китайскими, НЕ КОНКУРЕНТНЫ, поскольку комиссии и требования к инвестициям отличаются существенно и далеко не в нашу пользу, несмотря на наличие вашей программы поддержки легкой промышленности», – цитирует «Российская газета» представителей текстильного бизнеса.

Ранее руководство Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Т-банка и Совкомбанка призвали Банк России, правительство, депутатов и сенаторов ввести дополнительные регуляторные меры в отношении Wildberries и Ozon, т. к. их дочерние банки имеют преимущества перед остальными кредитными организациями.

При оплате заказа картой своего банка маркетплейс предоставляет существенную скидку. У покупателя формально остается право выбора, но возможность сэкономить влияет на решение. Сторонние банки фактически вытесняют с электронной торговой площадки, тем самым нарушается антимонопольное законодательство.

Татьяна Ким с такой трактовкой не согласилась, написав открытое письмо ЦБ, правительству и Федеральному собранию. Она исходит из того, что «банки маркетплейсов легально работают на этом высококонкурентном рынке, создавая новые продукты для покупателей и продавцов». За это банки маркетплейсов заслуживают не наказания, а поддержки.

Независимые эксперты готовы оспорить тезис о «высококонкурентном рынке» банковских услуг в сфере электронной коммерции. По оценкам ФАС, Wildberries и Ozon в настоящее время занимают более чем 80% рынка. Соответственно, высока и доля их дочерних банков в расчетах между покупателями и продавцами.

РИА Новости приводит данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), согласно которым, в 2024 году объем интернет-торговли в РФ вырос на 41%, до 9 трлн руб. Из этой суммы 97% – оплата онлайн-покупок в интернет-магазинах и маркетплейсах. За три квартала текущего года показатель в годовом выражении вырос еще на 32%, составив 8,2 трлн руб.

Теперь выясняется, что сложившейся ситуацией недовольны не только банкиры, но и предприниматели. Селлеры – продавцы, которые реализуют товары через маркетплейсы, утверждают, что действующая финансовая модель для них неприбыльна с учетом текущих условий маркетплейсов и изменившегося налогового законодательства.

Председатель совета директоров и управляющий компании Cosmotex Андрей Лошкарев заявил «Бизнес ФМ», что расходы бизнеса на цифровую платформу могут достигать примерно 55% от выручки. Комиссия маркетплейса достигает порядка 30%. За последнее время резко выросли издержки на логистику, они могут составлять 20% в цене товара.

Чтобы хотя бы «выйти в ноль», по словам Андрея Лошкарева, его компания должна поднять цены на 20–30%, но это нереально, поскольку полно предложений более дешевых курток китайских производителей. И маркетплейсы берут с них комиссии ниже, чем с российских компаний.

«Мы призываем играть честно, ставя во главу угла интересы нашей страны, наших людей и нашего общего блага… Сейчас настало время обеспечить поддержку и лояльность нашим соотечественникам, а не зарубежным бизнесменам. Мы настаиваем на этом решительно и убедительно», – убеждены ивановские предприниматели.

Не так давно проблему обсудили в Госдуме на заседании рабочей группы в рамках Экспертного совета по развитию платформенной экономики. Участники предложили обязать маркетплейсы допустить сторонние банки к системе скидок на коммерческой основе. Как отметил первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, уже работают платформы «Яндекса», аналогичный подход внедрил Ozon.

Протокол заседания рабочей группы направят спикеру Госдумы Вячеславу Володину и в Межведомственную рабочую группу под руководством замруководителя администрации президента Максима Орешкина, приводит «Российская газета» ответ пресс-службы Госдумы.

Самое читаемое
Exit mobile version