При этом долгое время компанию Илона Маска не воспринимали всерьез: еще в 2000-х в России отвергли его предложения о сотрудничестве, а затем регулярно иронизировали над планами SpaceX. Считалось, что бизнесмену без профильного образования и опыта работы в аэрокосмической промышленности невозможно в кратчайшие сроки создать то, над чем трудились десятки научных институтов. «Профиль» вспоминает историю взаимоотношений Маска с Россией и разбирается, за счет чего главе SpaceX удалось посрамить скептиков.
От изгоя к триумфатору
Свои первые шаги в космическом бизнесе Илон Маск делал в начале 2000-х. Поначалу он не планировать создавать собственные ракеты, а хотел наладить сотрудничество с российскими предприятиями (о достижениях которых регулярно лестно отзывается в социальных сетях). В 2001 году Маск приезжал в Россию для заключения контракта на поставку ракет, однако в итоге вернулся ни с чем. В его биографии, вышедшей в 2015 году, в красках описывается, с каким высокомерием отнеслись российские начальники к делегации из США, де-факто сорвав переговоры.
Именно тот неудачный визит стал отправной точкой для создания SpaceX: не найдя подходящую ракету на рынке, Маск в сердцах решил сделать ее сам. За шесть лет – не сразу, но очень быстро по меркам космонавтики – SpaceX удалось достичь первого успеха: вывести полезную нагрузку на орбиту ракетой Falcon 1. Дальше больше: в 2010 году компания запустила свой первый Falcon 9 и первый корабль Dragon, а в 2012-м осуществила первую его стыковку с МКС. Еще три года спустя компания успешно вернула первую ступень Falcon 9 на землю, а в 2018-м запустила ее тяжелую версию Falcon Heavy. Теперь новый этап – первый в истории вывод человека в космос силами частной компании.
«Даже когда у Маска начались успехи, в России его никто не воспринимал всерьез, – рассказывает «Профилю» историк космонавтики Вадим Лукашевич. – РКК «Энергия», будучи акционерным обществом, выпускала ежегодные отчеты с описанием возможных рисков, в том числе деятельности конкурентов. Молодые сотрудники, непосредственно работавшие над документом, мало-мальски следили за новостями в интернете, поэтому включали туда и SpaceX. А потом отчет уходил наверх, где эти упоминания со смехом вычеркивали».
Что в итоге? Благодаря SpaceX Crew Dragon американцы возобновляют пилотируемые запуски со своей территории впервые с 2011 года, когда был совершен последний полет по программе Space Shuttle. И «Роскосмос», в последние девять лет отвечавший за доставку астронавтов на МКС, теряет до $500 млн годового дохода. Так, из свежего отчета NASA известно, что в 2018 году корпорация купила 6 мест в российских «Союзах» стоимостью около $80 млн каждое.
При этом, согласно отчету «Роскосмоса» за тот же 2018-й, годовая выручка корпорации составила 32,266 млрд рублей (из них от «международной космической деятельности» – 32,263 млрд, почти $513 млн по среднегодовому курсу). Бюджетное же финансирование предприятий космонавтики по действующей Федеральной космической программе в 2018 году составило 88,8 млрд рублей. Из-за многочисленных нюансов в подсчетах трудно вычислить точный процент годового довольствия «Роскосмоса», полученного благодаря сотрудничеству с NASA, однако в любом случае это заметная доля.
К слову, одно место в Crew Dragon будет стоить NASA всего $55 млн (равно как и будущим частным заказчикам, «извозом» которых намерена заняться компания Маска).
Космическая гонка в Twitter
Вместе с тем, конкуренция «Роскосмоса» со SpaceX – это далеко не только хитроумные расклады в финансовых отчетах. В последние годы их заочное противостояние было изрядно украшено выступлениями нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Чиновник был всегда щедр на яркие цитаты. Так, в 2014 году, занимая должность вице-премьера РФ, Рогозин так прокомментировал американские санкции в адрес России: «Если они хотят нанести удар по экономическому потенциалу российского ракетостроения, то пусть тогда батутом доставляют своих астронавтов на Международную космическую станцию».
Сколько человечество тратит на исследования космоса, и какова отдача от этих вложений
Как в воду глядел: всего шесть лет спустя Маск предоставил NASA собственный «батут». Хотя пообещал это сделать еще в 2011 году: тогда американцы оставили на МКС свой флаг с целью вернуть его на Землю экипажем, который стартует с территории США. И в твиттере SpaceX появилась запись о том, что компания принимает вызов.
Обмен любезностями между Маском и Рогозиным в Twitter стал своего рода традицией. В марте 2019-го в ответ на твит Маска о том, что в России отличное ракетостроение, Рогозин заметил: «Тут с Илоном не поспоришь». Все бы ничего, но всего за несколько недель до этого глава «Роскосмоса» раскритиковал профессионализм Маска в вопросах ракетных двигателей, когда тот написал, что двигатель SpaceX Raptor побил рекорд российского РД-180. Позже он, отвечая на вопрос журналистов, заявил, что не стал бы нанимать Маска для создания в России собственных многоразовых ракет.
А месяц назад Дмитрий Рогозин заявил следующее: вместо честной рыночной борьбы Маск демпингует, но мы нашли, чем ему ответить – тоже снизим цены на 30%. Реакция главы SpaceX не заставила себя долго ждать: «Ракеты SpaceX многоразовые на 80%, их – на 0%. В этом основная проблема». Ответ Рогозина был краток: в указаниях из Вашингтона не нуждаемся.
Постепенно общение двух руководителей становится феноменом поп-культуры. В 2018 году Маск во время испытательного полета Falcon Heavy вывел в космос собственный кабриолет Tesla, в котором находился манекен. Спустя год российский разработчик стратостатов ToSky «запустил в космос» игрушечный кабриолет ВАЗ-2107 с картонным изображением Рогозина. Маск и это прокомментировал: «Не вынуждайте меня вызывать вас на рэп-баттл!» А российский исполнитель Николай Гринько записал песню, где иронизирует по поводу состояния отечественной космонавтики на контрасте с успехом SpaceX.
Не умеем мечтать
Почему же SpaceX удалось опровергнуть ожидания корифеев космической промышленности? Воспитанные в условиях тяжеловесных бюрократических процедур, те просто не ожидали от американцев такой расторопности, считает Вадим Лукашевич. «Частная инициатива эффективнее самой совершенной государственной структуры – это аксиома, – объясняет эксперт. – А в российском понимании бизнес в принципе не способен работать в такой сложной и наукоемкой отрасли – закон о космической деятельности позволяет заниматься ей только «Роскосмосу», все прочие должны запрашивать у госкорпорации специальную лицензию».
Запуски к Марсу и «небесный интернет»: что ждать от космонавтики в 2020 году
В качестве неудачных примеров развития отечественной частной космонавтики Лукашевич приводит Dauria Aerospace, которую «Роскосмос» "задавил" на российском рынке, и S7 Space, которая до сих пор не может реализовать проект «Морской старт» из-за кризиса в отношениях России и Украины. NASA же, напоминает эксперт, последовательно стимулировала американский частный сектор, объявив, что после окончания программы Space Shuttle будет закупать не готовые ракеты-носители, а услуги по выводу в космос.
Маску же, авантюристу и шоумену, на этом фоне удалось не только добиться технического успеха, но и стать символом нового витка развития околоземной космонавтики, за которым устоялось название Space 2.0. Амбициозные задачи и эффектная самопрезентация необходимы для проектов такого рода, говорит Лукашевич. «Помните первый запуск Falcon Heavy? Он установил туда свою машину, посадил манекен, включил Боуи, транслировал все это через камеры. А что бы сделали наши? Как с первой «Ангарой»: запустили и запустили. У нас нет драйва, мы не умеем мечтать!» – сетует собеседник.
Что касается Boeing, одного из важнейших подрядчиков NASA и ближайшего конкурента SpaceX, то он отстал не так сильно. Тестовый запуск будущего пилотируемого корабля Starliner CST-100 в конце 2019 года для корпорации окончился неудачей: ошибки в ПО привели к тому, что корабль пришлось сводить с орбиты и сажать на Землю (возвращение прошло успешно). Повторный пробный запуск состоится позже в этом году уже без финансового участия NASA. Впрочем, и в случае успеха есть вопрос, насколько Starliner будет востребован: одно место в нем будет стоить $90 млн, что даже дороже, чем в российских «Союзах».